ИДЕНТИЧНОСТЬ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ «СОГЛАСИЯ ПО КРЕСТУ» НИЖНЕЙ КАМЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ | |||
---|---|---|---|
Год | 2020 | Номер | 3(68) |
Страницы | 26-34 | Тип | научная статья |
УДК | 39(470.4+470.5) | ББК | 63.5(235.55) |
Авторы | Черных Александр Васильевич Вострокнутов Артем Викторович |
Рубрика | ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ |
Аннотация | Исследование посвящено одному из старообрядческих согласий Нижней Камы — «согласию по кресту», рябиновскому согласию, одному из редких и почти не изученных направлений старообрядцев Поволжья и Урала. На основе полевых этнографических материалов и опубликованных источников и литературы исследуются особенности конфессиональной иден¬тичности, в том числе лингвистические номинации для обозначения согласия, определяется размытость современных представлений о согласии, использовании только термина «старо¬вер» для обозначения своей конфессиональной принадлежности в условиях сложного мно¬гоконфессионального сообщества территории. Определяются основные конфессиональные маркеры, среди которых подробно рассмотрено бытование нательных деревянных крестов (и их особенности), а также деревянных крестов и киотов — характерных и наиболее зна¬чимых атрибутов согласия. Собранные этнографические материалы расширили комплекс представлений о «согласии по кресту», что существенно дополняет имеющиеся сведения из ранних источников и литературы. Выявленный и проанализированный нами комплекс предметов позволяет предполагать отсутствие единой для согласия традиции и существование не только нескольких локальных вариантов использования и размещения деревянных крестов, но и различных особенностей вероучения и конфессиональной жизни. В статье анализируются также особенности функционирования современных общин рябиновцев на Нижней Каме. Отмечаются кризис в передаче конфессиональных традиций и прекращение активной деятельности общин в последние десятилетия. | ||
Ключевые слова | старообрядчество, Нижняя Кама, согласие по кресту, рябиновское согласие, конфессиональная идентичность, конфессиональные границы | ||
Библиографический список |
Боровик Ю. В. «В нашей стране таковых разных толков и разных понятий... перенаполнено» (К истории некоторых старообрядческих согласий Урала и Зауралья в начале XX в.: спасовцы, рябиновцы, самокресты) // Проблемы истории России. Екатеринбург, 2005. Вып. 6. С. 294–315. Крестьянинов А. В. «Раскольничьи акты» рябиновцев первой половины ХIХ в. // Традиционная культура. 2016. № 4 (64). С. 172–178. Латыпов И. Р. Численность старообрядцев Казанской губернии в XIX — начале XX в. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2011. Т. 11. Вып. 1. С. 24–29. Латыпов И. Р. К вопросу отношений старообрядцев Казанской губернии с государством в период правления Николая I // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 13 (108). Вып. 19. С. 96–100. Латыпов И. Р. Развитие старообрядческих общин Казанской губернии в ХIХ — начале ХХ в.: дисс. … канд. ист. наук. Казань, 2011. Мясникова И. В. Реконструкция бытового уклада рябиновцев (старообрядцев согласия по кресту) Закамья во второй половине XX в. по материалам устной истории и семейных архивов // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы конференции. М., 2019. С. 161–166. Вургафт С. Т., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. М., 1979. |
||
Скачать в PDF |