ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ: ФИЛОСОФИЯ — ИСТОРИЯ — ЛИТЕРАТУРА | |||
---|---|---|---|
Год | 2020 | Номер | 3(68) |
Страницы | 55-60 | Тип | научная статья |
УДК | 122:821.0 | ББК | 87+80 |
Авторы | Мних Роман |
Рубрика | ДИСКУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ |
Аннотация | Статья посвящена анализу категории экстремального в философии, истории и литературе, а также возможностям размежевания этого понятия в разных областях гуманитарного знания. Как отдельная категория (метафора или способ фигуративного мышления) экстремальное начинает функционировать в философии Ф. Ницше, хотя оно присутствует в европейской культуре со времен античности. Уже в мифологии экстремальное было связано с чувством страха и состоянием безумия, что нашло свое отражение в «Риторике» Аристотеля и исследованиях, посвященных мистериям в честь бога Диониса. В истории и литературных сюжетах экстремальное присутствует также в ситуациях скандала, который меняет привычный ход истории или является кульминацией сюжета литературного произведения. При этом экстремальное в истории является прежде всего маркером конца старой или начала новой исторической эпохи. В ХХ в. экстремальное как характеристика бытия человека (преимущественно страха) стало объектом интерпретации М. Хайдеггера в его книге «Бытие и время». Этот же образ страха, передающий пограничные, экстремальные ситуации, характерен и для литературы, например, для поэзии А. Ахматовой. Но если у М. Хайдеггера интерпретация касается прежде всего страха перед смертью, то в поэзии А. Ахматовой преобладает страх перед жизнью. Экстремальное у других русских поэтов ХХ в., например у А. Блока, символически и семантически связано с проблемой дионисийства. | ||
Ключевые слова | экстремальное, страх, дионисийство, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Александр Блок, Вячеслав Иванов | ||
Библиографический список |
Wörterbuch der philosophischen Metaphern. Darmstadt, 2014. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1986. Bolz N. Ungebrochene Faszination // Neunzig Jahre <Sein und Zeit>. Herausgegeben von Harald Seubert. Freiburg; München, 2019. S. 26–42. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen, 1993. Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Kants sämtlichen Schriften, Briefen und handschriftlichem Nachlaß. Berlin, 1994. Irrlitz G. Kant-Handbuch. Leben und Werk. Stuttgart, 2010. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М., 1966. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992. Heidegger — Handbuch. Stuttgart, 2005. Mnich R. Жанровая эволюция элегии в литературе ХХ века. Siedlce, 2015. Семиотика страха. Париж; М., 2005. Семиотика безумия. Париж; М., 2005. Семиотика скандала. М.; Париж, 2008. Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. С. 435–438. Иванов Вяч. Pro et contra: антология: в 2-х т. СПб., 2016. Т. 2. Иванов Вяч. «Эллинская религия страдающего бога» // Символ. Журнал христианской культуры. 2014. № 64. С. 73–79. Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы. М., 2017. |
||
Скачать в PDF |