ГАМЛЕТ И ГАМЛЕТИЗМ: ИСКУШЕНИЕ САМОУБИЙСТВОМ И «ПРИРОЖДЕННЫЙ ИНСТИНКТ» ВЫЖИВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА | |||
---|---|---|---|
Год | 2020 | Номер | 3(68) |
Страницы | 73-81 | Тип | научная статья |
УДК | 82-1 | ББК | 83(2) |
Авторы | Купцова Ольга Николаевна Сергеева-Клятис Анна Юрьевна |
Рубрика | ДИСКУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ |
Аннотация | Статья посвящена одному из аспектов проблемы искушения самоубийством и «прирожденого инстинкта» выживания в творчестве Б. Л. Пастернака, а именно рассмотрению образа Гамлета и гамлетовской модели поведения в трагических обстоятельствах. Трагедия Шекспира «Гамлет» оказала значительное влияние на творчество Пастернака задолго до его работы над ее переводом в 1939–1940 гг. Гамлетизм означал для Пастернака прежде всего пограничное состояние выбора между жизнью и смертью, противостояние личности самоубийственным тенденциям. Ситуации «второго рождения» (состояния фактического нахождения на пороге гибели, конца жизни и последующего перерождения), несколько раз повторявшиеся в жизни Пастернака и отраженные в его творчестве, так или иначе связаны с темой Гамлета и его выбором («быть или не быть»). Осознание человеком необходимости принять высшую волю взамен собственной — смысловой центр раннего стихотворения «Марбург» (1916). Последний пастернаковский сценарий пьесы «Слепая красавица» (незавершенный замысел, начатый весной 1959 г.), заново отрефлексированный уже после романа «Доктор Живаго», — это право человека на «быть»: не самоубийственная пассивная жертвенность ради высокой цели, но творение жизни (сквозь страдания и испытания) как «замысла». | ||
Ключевые слова | Пастернак, Гамлет, гамлетизм, Шекспир, «второе рождение», стихотворения «Марбург», «Гамлет», роман «Доктор Живаго», пьеса «Слепая красавица» | ||
Библиографический список |
Паперно И., Гаспаров Б. «Встань и иди» // Slavica Hierosolymitana. 1981. Vol. 5/6. P. 387–400. Ляпунов В., Сендерович С. Об одной пословице и трех функциях плана выражения пословиц // Russian literature. 1986. Vol. 19, iss. 4. Р. 393–404. Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. Schroeder S. Hamlet als Messias. Eine Sinnlinie durch Pasternaks Doktor Živago // Russian literature. 1992. Vol. 31, iss. 1. Р. 71–98. Левин Ю. Гамлет и Офелия в русской поэзии // Шекспировские чтения. 1993. М., 1993. С. 122–133. Йенсен П. А. «Сады выходят из оград…»: Некоторые наблюдения над явлением времени в стихотворениях Юрия Живаго // В кругу Живаго: Пастернаковский сборник. Stanford Slavic Studies. Stanford, 2000. Vol. 22. P. 157–159. Поливанов К. М. «Гамлет» // Пастернак и современники: биография, диалоги, параллели, прочтения. М., 2006. С. 260–268. Власов А. С. «Стихотворения Юрия Живаго» Б. Л. Пастернака: сюжетная динамика поэтического цикла и «прозаический» контекст. Кострома, 2008. Казимирчук О. Ю. «Гамлет» как стихотворение о городе // Новый филологический вестник. 2011. № 3 (18). С. 92–101. Hamoudi H. M. «Гамлет» Пастернака и Евангелическая философия (Стихотворение «Гамлет» в романе «Доктор Живаго») // Journal of the College of Languages. 2010. № 22. С. 124–130. Горелик Л. Л. Мифологемы «Гамлет» в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 2 (18). С. 21–31. «Марбург» Б. Пастернака. Темы и вариации. М., 2009. Абашев В. В. Место и текст: заметки о стихах, написанных во Всеволодо-Вильве // Любовь пространства: поэтика текста в творчестве Бориса Пастернака. М., 2008. С. 44–61. Раевская-Хьюз О. П. Стихотворение «Марбург» и тема «второго рождения»: Наблюдения над разными редакциями стихотворения «Марбург» // «Марбург» Б. Пастернака. Темы и вариации. М., 2009. С. 29–46. Пинский Л. Е. Шекспир. М., 1971. Пастернак Е. В. Значение автобиографического момента в романе «Доктор Живаго» // Beiträge zum Internationalen Pasternak-Kongreß 1991 in Marburg. München, 1993. S. 97–106. Поплавский В. Р. «Гамлет» в переводе Пастернака: становление метода // Russian literature. 2015. Vol. 78, iss. 3–4. P. 787–813. Гладков А. К. Мейерхольд: в 2 т. М., 1990. Т. 2. Купцова О. Н. «Слепая красавица»: театральный контекст // Пастернаковский сборник. М., 2020. Вып. 3. С. 102–115. |
||
Скачать в PDF |