Выпуск 4 (69)

ТРИ ЖИЗНИ НИКОЛАЯ АГАФОНОВА: ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЭПОХУ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
Год 2020 Номер 4(69)
Страницы 109-117 Тип научная статья
УДК 94(470) ББК 63.3(2)
Авторы Лейбович Олег Леонидович
Казанков Александр Игоревич
Рубрика ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЭГО-ДОКУМЕНТАХ
Аннотация В статье на материалах архивных источников, относящихся к событиям первой половины ХХ в., производится реконструкция жизненного пути Н. П. Агафонова. Целями работы являются определение соотношения индивидуального и социального в биографической траектории человека, анализ процесса эго-трансформации в конкретном историческом контексте. Методология исследования предполагает использование автобиографического нарратива, сформированного в процессе следственных действий, осуществлявшихся органами ОГПУ–НКВД в 1929 и 1937 гг. Особый интерес для историков представляет судьба Н. П. Агафонова, потому что за треть века он трижды менял идентичность: в начале столетия Н. П. Агафонов реализует себя как социал-демократ, активный участник революционного подполья в Санкт-Петербурге и Перми в 1905–1907 гг.; после поражения партии избирает для себя музыкально-драматическую карьеру; в годы гражданской войны постригается в монахи. В досоветскую эпоху Н. П. Агафонов ведет себя как конформист, внутренняя эволюция которого конгениальна изменениям, происходящим в социальном кругу демократической молодежи. Турбулентный характер событий гражданской войны не позволяет ему сделать по-обывательски разумный, обусловленный социальным окружением выбор. При советской власти он в чине иеромонаха обличает колхозный строй, призывает прихожан быть крепкими в вере и выражает надежду на возвращение старых добрых времен, за что подвергается репрессиям со стороны карательных органов.
Ключевые слова ХХ век, эго-история, идентичность, социальное и индивидуальное, социал-демократ, артист, иеромонах Агафонов, репрессии
Библиографический список

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Walker D. A. Biography of the Study of the History of Economic Thought // Research in the History of Economic Thought and Methodology. 1983. Vol. 1. P. 41–59.

Леви Дж. Биография и история // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 191–206.

Волков Е. В. Документальное исследование о «брате-генерале»: новое в биографике Белого движения // История и архивы. 2020. № 1. С. 126–139.

Лейбович О. Л., Казанков А. И. Понять повседневность: эвристический потенциал концепции в исследованиях советской эпохи // Вестник Пермского университета. История. 2017. Вып. 3 (38). С. 82–88.

Никулин П. Ф. Теория и методика источниковедения отечественной историй X — начала XX вв.: уч. пособ. Томск, 2004. Ч. 1.

Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294–1324). Екатеринбург, 2001.

Артемьев А. В. Иеромонах Нифонт (Агафонов). Путь от социализма до креста // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. № 1 (2). С. 91–95.

Казанков А. И. Два маргинала: парадоксы провинциальной культуры первой половины ХХ века // Культура и власть в СССР, 1920–1950‑е годы. М., 2017. С. 252–262.

Казанков А. И. «Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать»: мемории западноуральских провинциалов о событиях начала ХХ века // Технологос. 2019. № 3. С. 7–27.

Костина В. А. Духовный пламень Белогорья. Судьбы духовенства и монашества Земли Пермской XIX–XX вв. Пермь, 2015.

Ярославский Е. М. Жизнь и работа В. И. Ленина. 23 апреля 1870–21 января 1924. Л.; М., 1925.

Тютюкин С. В. Меньшевизм как идейно-политический феномен // Меньшевики. Документы и материалы. 1903 — февраль 1917 гг. М., 1996. С. 5–25.

Орлов В. И. Предисловие // 1905 год. Большевистские листовки и прокламации в Москве и Московской губернии. М.; Л., 1926. С. I–XIII.

Загуменных М. Былые дни // Борьба за власть. Пермь, 1923. Т. 1. С. 117–141.

Ландсберг В. Е. Повседневная конспиративная работа в 1905 г. // Первая боевая организация большевиков 1905–1907 гг. М., 1934. С. 170–176.

Майорова Е. В огне революции: Мария Спиридонова, Лариса Рейснер. СПб., 2019.

Левиновский В. Я. «Свободный театр» Котэ Марджанишвили // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2012. № 2. С. 42–77.

 
Скачать в PDF