ВИЗУАЛЬНОСТЬ ГОРОДА В ВЫСОТНОЙ ФОТОГРАФИИ РУФЕРОВ | |||
---|---|---|---|
Год | 2021 | Номер | 1(70) |
Страницы | 80-88 | Тип | научная статья |
УДК | 778 | ББК | 85.16 |
Авторы | Абашев Владимир Васильевич |
Рубрика | СЕМИОТИКА ГОРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ |
Аннотация | Статья посвящена репрезентации города в руферской фотографии. Методологически основу исследования составляют концепции социального пространства А. Лефевра, а также М. Серто о пространственных практиках как агентах его производства. Основными понятиями работы в этих аналитических рамках являются урбанистическое воображаемое и конструктивистски понимаемый взгляд, не только отражающий, но и формирующий объект видения. Руферская фотография рассмотрена в контексте истории взгляда на город сверху, ставшего важным фактором урбанистического воображения. Экспансия руферской фотографии в публичное пространство и сферу презентации городов связана с развитием в 2010-е гг. новых технологий коммуникации и оптической репрезентации. Анализ руферской визуальности города, проведенный в семантическом, эстетическом и риторическом аспектах, выявил ее содержательные и эстетические качества. Фотографии руферов фиксируют момент встречи человека с городом как целым. Ассоциативно город сближается с природно-ландшафтными объектами. В ночных панорамах, составляющих основной массив руферской фотографии, город предстает как пространство энергетических потоков. В риторическом плане, в отличие от метонимичности прогулки, руферская фотография метафорична. В целом делается вывод, что предметом руферской фотографии становится не столько идентичность города, сколько его универсальное урбанистическое начало, воплощенное в центрах мировых мегаполисов. Эстетический модус города в руферской визуальности вслед за Д. Наем и его интерпретаторами трактуется как урбанистическая ипостась возвышенного. | ||
Ключевые слова | руфинг, взгляд, урбанистическое воображаемое, возвышенное, пространство потоков, визуальность | ||
Библиографический список |
Боков Г. Е. В мире заброшенных городских пространств: новые формы идентичности некоторых молодежных неформальных субкультур (от контркультуры к «городской разведке») // Философия и культура. 2014. № 9 (81). С. 1284–1297. Абрамов Р. «Забытые в прошлом»: освоение заброшенных пространств и феномен нового городского туризма // Микроурбанизм. Город в деталях. М., 2014. С. 231–256. Шевелев Е. Город (без) человека: практики освоения пустых и заброшенных пространств // Микроурбанизм. Город в деталях. М., 2014. С. 43–64. Лефевр А. Производство пространства. М., 2015. Оже М. От города воображаемого к городу-фикции // Художественный журнал. 1999. № 24. URL: http://www.guelman.ru/xz/362/xx24/x2402.htm (дата обращения: 25.11.2020). Garrett B. L. Meet the Rooftoppers: the Urban Outlaws Who Risk Everything to Summit our Cities // The Guardian. 17.02.2015. URL: https://www.theguardian.com/cities/2015/feb/17/rooftoppers-urban-explorers-risk-photographs-skyscrapersbradley-garrett (дата обращения: 12.12.2020). Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkeley, 1984. The Routledge Companion to Urban Imaginaries. New York, 2019. Huyssen A. World Cultures, World Cities // Other Cities, Other Worlds: Urban Imaginaries in a Globalizing Age. Durham; London, 2008. P. 1–26. Линднер Р. Текстура, воображаемое, габитус: ключевые понятия культурного анализа в урбанистике // Собственная логика городов. Новые подходы в урбанистике. М., 2008. С. 69–78. Soja E. W. Postmetropolis. Critical Studies of Cities and Regions. Oxford; Malden (Mass.): Wiley-Blackwell, 2000. Urry J., Larsen J. The Tourist Gaze 3.0. Los Angeles; London, 2011. Higgott A., Wray T. Architectural and Photographic Constructs // Camera Constructs: Photography, Architecture and the Modern City. Farnham, 2012. P. 1–22. Deriu D. “Don’t look down!”: A short history of rooftopping photography // The Journal of Architecture. 2016. Vol. 21, № 7. P. 1033–1061. Де Серто М. По городу пешком // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 2. С. 24–38. Roseau N. The City Seen from an Aeroplane: Distorted Rections and Urban Futures // Seeing From Above: the Aerial View in Visual Culture. London; New York, 2013. P. 210–226. Seeing from Above: The Aerial View in Visual Culture. London; New York, 2013. Ekström A. Seeing From Above: A Particular History of the General Observer // Nineteenth-Century Contexts. 2009. Vol. 31, № 3. P. 185–207. Wigoder M. J. The “solar eye” of vision: Emergence of the skyscraper-viewer in the discourse on heights in New York City, 1890–1920 // Journal of the Society of Architectural Historians. 2002. Vol. 61. P. 152–169. Barthes R. The Eiffel Tower and Other Mythologies. Berkley, 1997. Де Серто М. Прогулки по городу // Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб., 2013. С. 185–211. Garret B. L. Explore Everything: Place-Hacking the City. London, 2013. Kindynis T. Urban exploration: From subterranea to spectacle // British Journal of Criminology. 2016. Vol. 57, № 4. P. 982–1001. Kindynis T. Urban Exploration as Deviant Leisure // Deviant Leisure. Criminological Perspectives on Leisure and Harm. London, 2019. P. 379–401. Klausen M. The Urban Exploration Imaginary: Mediatization, Commodification, and Affect // Space and Culture. 2017. Vol. 20, № 2. P. 372–384. Nye D. American Technological Sublime. Cambridge, MA, 1994. Пневски Д. Neo-возвышенное: современные толкования классической эстетики // Новый филологический вестник. 2019. № 2 (49). С. 16–29. Mumford L. Sticks and Stones. New York, 1924. Bigg C. The panorama, or la nature à coup d’oeil // Observing nature — representing experience: The osmotic dynamics of Romanticism, 1800–1850. Berlin, 2007. P. 73–95. |
||
Скачать в PDF |