Выпуск 1 (70)

НИЖНИЙ ТАГИЛ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ УРАЛА. ЕКАТЕРИНА СИМОНОВА
Год 2021 Номер 1(70)
Страницы 114-122 Тип научная статья
УДК 82(470.5) ББК 83.3(235.55)
Авторы Созина Елена Константиновна
Рубрика СЕМИОТИКА ГОРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ
Аннотация В статье рассматриваются образы Нижнего Тагила в современной поэзии Урала. Феномен «нижнетагильской поэтической школы», «нижнетагильского ренессанса» возник в начале 2000-х гг., когда в поэзию вошли молодые поэты круга Евгения Туренко. Школа просуществовала около десятилетия, но осталась в истории литературы. Парадокс образа родного города в стихах ее представителей состоит в том, что Нижний Тагил чаще всего представлен там как «отрицательный локус» или как своеобразное «минус-пространство», по выражению Д. М. Давыдова. Это наблюдается прежде всего в стихах самого Е. Туренко; в поэзии его учеников город если упоминается, то с отрицательным знаком, или замещается Кушвой. Иной образ города представлен в поэзии Екатерины Симоновой, также вышедшей из нижнетагильской школы и ныне проживающей в Екатеринбурге. Образ Тагила, созданный в ее стихах, тесно связан с темой памяти, семьи и семейного рода поэтессы, к которому она ощущает личную причастность. Поэтому в ее поэтическом мире так важны вещи, они хранят следы не только воспоминаний и прошлой жизни, но и отпечатки близких людей, которым она дает право голоса в своих стихах. Запечатлевая историю повседневности, Симонова создает стихотворные новеллы, стихотворные повести, в них перетекают одна в другую истории жизни разных людей. Нижний Тагил предстает как некое место, в которое постоянно возвращается лирическая героиня, его ментальная карта раскрывается через траекторию движения героини и ее постоянные вглядывания в себя как «другого». Он существует в ахронном измерении, это поистине «вечный город», выступающий точкой отсчета при встрече поэтессы с другими городами и людьми.
Ключевые слова Нижний Тагил, уральская поэзия, нижнетагильская поэтическая школа, Евгений Туренко, Екатерина Симонова, образ города
Библиографический список

Венцлова Т. К сопоставлению вильнюсского и таллиннского текста // Семиотика города: материалы III Лотмановских дней в Таллиннском университете. Таллинн, 2014. С. 29–55.

Антология современной уральской поэзии. Круглый стол: Дмитрий Кузьмин. Данила Давыдов. Дмитрий Пригов. Андрей Вознесенский. Richard Mckane. Daniel Wessbort // Уральская новь. 2004. № 18. URL: http://magazines.russ.ra/urnov/2004/18/antl6.htm1 (дата обращения: 12.12.2020).

Давыдов Д. М. К описанию феномена «нижнетагильского поэтического ренессанса» // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2008. Вып. 4. С. 91–96.

Подлубнова Ю. С. «Я — Тагил!» практики самоопределения уральских поэтов 2000–2010-х гг. // «Вакансия поэта» в русской и зарубежной литературе рубежа XX–XXI веков: материалы Международной научной конференции. Воронеж, 2019. С. 103–117.

Раков В., Кальпиди В., Болдырев Н. Уральский треугольник: город как точка входа // Уральская поэтическая школа: энциклопедия. Челябинск, 2013. С. 28–41.

Александрова Н. Бессмертнее памяти // Парадигма. 2020. № 2. URL: https://prdg.me/ru/bessmertnee-pamjati?fbclid=IwAR0CeNhhFQbKAffmdfZiXwclmhJGwCSKFSfigdQIk7XLl68Im7tUwr-f5t4 (дата обращения: 12.12.2020).

Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997.

Неклюдов С. Ю. Тело Москвы: к вопросу об образе «женщины-города» в русской литературе // Тело в русской культуре. М., 2005. С. 361–385.

 
Скачать в PDF