Выпуск 2 (71)

«ПИШУСЬ МАНСИ»: ЭТНИЧНОСТЬ И УКОРЕНЕННОСТЬ НА КОНДЕ
Год 2021 Номер 2(71)
Страницы 99-107 Тип научная статья
УДК 397(571.122)“1990” ББК 63.521(=665)
Авторы Абрамов Илья Викторович
Рубрика КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКЦИИ
Аннотация В статье исследуется идентичность коренных народов в условиях многонационального урбанизированного общества, где смешанные браки преобладают, языки национальных меньшинств утрачены, а образ жизни не связан с традиционным природопользованием. Что значит в этих условиях быть коренным? Связана ли этничность по-прежнему с кровью и землей? Институт родовых угодий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры рассмотрен как вариант (ре)укоренения титульных народов, которые были лишены советской властью прав на землю и ресурсы. Прослеживается, как внедрение программ поддержки по линии КМНС спровоцировало инструментальный подход к идентичности в 1990-е гг. Исправление метрик было поставлено на поток, что привело к неестественному скачку численности коренных народов. Столь же проблемным на Конде оказался статус субъекта права территорий традиционного природопользования (пользователя родовых угодий). На фоне неоднозначных федеральных и региональных проектов поддержки коренных народов автор разбирает концепцию индигенности, которая представляется адекватной для территорий сильного смешения культур / метисации, к которым относится Конда. Право определять членство в укорененных сообществах принадлежит членам этих сообществ, равно как и выбор критериев, по которым будет осуществляться этот отбор. Мировой опыт показывает, что наследственность и кровное родство не исключительные качества для включения в «индигенный слот», но их ядро образуют именно этнические общности, как наиболее консолидированные группы.
Ключевые слова коренные народы Севера, Конда, дрейф этничности, укорененность, индигенность, родовые угодья, этнопроект
Библиографический список

Головнёв А. В. Дрейф этничности // Уральский исторический вестник. 2009. № 4 (25). С. 46–55.

Wilmer F. The Indigenous Voice in World Politics. Newbury Park, CA, 1993.

Karlsson B. G. Anthropology and the “indigenous slot”. Claims to debates about indigenous people’s status in India // Critique of Anthropology. 2003. Vol. 23, № 4. P. 403–423.

Куропятник М. С. Индигенность в контексте глобализации: эпистемологический и социокультурный аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19, № 3. С. 387–396.

Dombrowski K. The Praxis of Indigenism and Alaska Native // American Anthropologist. New Series. 2002. Vol. 104, № 4. P. 1062–1073.

Инголд Т. Родословная, поколение, субстанция, память, земля // Этнографическое обозрение. 2008. № 4. С. 76–101.

Li T. M. Articulating Indigenous Identity in Indonesia: Resource Politics and the Tribal Slot // Comparative Studies in Society and History. 2000. Vol. 42, № 1. P. 149–179.

Indigenous Experience Today. Oxford, 2007.

Источники по этнографии Западной Сибири. Дневники экспедиций В. Н. Чернецова. Томск, 1987.

Список населенных пунктов Уральской области: в 16 т. Свердловск, 1928. Т. 12: Тобольский округ.

Амелина М. К. Мансийский язык на берегах Конды и Юконды: история и современность // Вереск. Альманах. Екатеринбург, 2013. С. 389–395.

Cоколовский С. В. Коренные народы: между интеграцией и сохранением культур // Этнические категории и статистика. М., 2008. С. 49–70.

Харамзин Т. Г. Экономика традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (по материалам социологических исследований). Ханты-Мансийск, 2001.

Пивнева Е. А. Коренные малочисленные народы Севера между этнической идентичностью и правовым статусом // Этнокультурное пространство Югры: опыт реализации проектов и перспективы развития. Ханты-Мансийск, 2019. С. 14–29.

Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Этнопроект, или Персонализация этничности (по материалам Уральской ЭтноЭкспедиции) // Уральский исторический вестник. 2016. № 4 (53). С. 142–148.

Пушкарева Е. Т., Богданов Е. И. Сохранение этноидентичности в мегаполисе (как нам это удалось) // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 205–229.

 
Скачать в PDF