Выпуск 2 (71)

МАСТЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА УГРО-САМОДИЙСКИХ НАРОДОВ РОССИИ: ЭТНОПРОЕКТЫ, ТРАДИЦИОНАЛИЗМ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
Год 2021 Номер 2(71)
Страницы 127-136 Тип научная статья
УДК 82-9:39(=944/945) ББК 63.521(=665+667)
Авторы Комаров Сергей Анатольевич
Лагунова Ольга Константиновна
Рубрика КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКЦИИ
Аннотация В статье системно обозначаются и анализируются проектные инициативы мастеров художественного слова трех поколений народов манси, ненцев и хантов. К первому поколению принадлежат родившиеся в 1910-е гг. (ненец Иван Истомин, манси Анна Конькова, хант Таисия Чучелина), ко второму поколению — родившиеся в 1930-е гг. (манси Юван Шесталов и Андрей Тарханов, ненец Леонид Лапцуй, ханты Мария Вагатова и Роман Ругин), к третьему поколению — родившиеся на рубеже 1940–1950-х гг. (ненцы Анна Неркаги и Юрий Вэлла, хант Еремей Айпин). Авторами статьи описывается мотивационная сфера творческой деятельности духовных лидеров коренных малочисленных народов в культурно-исторической динамике региона, с которым все они биографически связаны. Также предметно и оригинально выявляются семиотические основания синкретизма и традиционализма художественного продукта этносубъектов при всем разнообразии их письменных и акциональных проектов. В статье обозначается трансформация идентичности мастеров художественного слова при переходе страны от советского к постсоветскому опыту, а также сложности и характер их пребывания в писательских организациях вместе с русскими литераторами. По ходу исторической динамики прослеживается нарастание творческой активности, инициативности, национального самосознания представителей коренных малочисленных народов Северного Зауралья. Авторы статьи рассматривают опыт литераторов угро-самодийских народов в рамках современных представлений направления исторической поэтики в отечественной филологии.
Ключевые слова угро-самодийские народы России, мастера художественного слова, этнопроекты, традиционализм, региональный контекст, поколение, советская цивилизация, постсоветское развитие
Библиографический список

Синявский А. Д. Основы советской цивилизации. М., 2001.

Оскоцкий В. Д. Советская литература // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 389–392.

Бикмухаметов Р. Г. Орбиты взаимодействий. М., 1983.

Балданов С. Ж. Определение сущности понятия «Сибирь — единое фольклорно-литературное полиэтническое пространство» // Материалы научно-практической конференции преподавателей и сотрудников Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2002. С. 3–10.

Чернышов А. В. Тюменскому отделению Союза писателей — 40 лет (1963–2003). Тюмень, 2003.

Комаров С. А., Лагунова О. К. Модернизационный вызов в литературе Сибири: методологический ракурс // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ. Барнаул, 2020. С. 317–320.

Эткинд А. Внутренняя колонизация: Имперский опыт России. М., 2018.

Североведение в Герценовском университете. Институт народов Севера. СПб., 2003.

Фёдорова Н. Н. Северный изобразительный стиль. Пути формирования: 1920–1930-е годы. Константин Панков // Космос Севера. Екатеринбург, 2005. Вып. 4. С. 48–57.

Огрызко В. В. Анна Павловна Неркаги // Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: биобиблиографический справочник: в 2 ч. М., 1998. Ч. 1. С. 508–517.

Лагунов К. Я. Портреты без ретуши. Тюмень, 1994.

Проза А. Неркаги в контексте русскоязычной культуры последней трети XX века. Тюмень, 2019.

Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма. <К «Роману воспитания»> // Собрание сочинений. М., 2012. Т. 3. С. 180–335.

Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.

Комаров С. А., Лагунова О. К. Литература Сибири: миссия, этничность, аксиология. Тюмень, 2016.

Цымбалистенко Н. В. Формирование развивающе-образовательной среды школы семейно-родового вида на фактории Лаборовая Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа // Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса. СПб., 2005. С. 436–439.

Костецкий В. В. Неошаманизм и истоки шаманизма (к вопросу о теоретических предпосылках традиционного мировоззрения коренных народов «циркумполярной цивилизации») // Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования. СПб., 2003. С. 574–577.

Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.

Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги). Тюмень, 2007.

Комаров С. А., Лагунова О. К. Особенности самоописания в творчестве русскоязычного хантыйского прозаика Е. Д. Айпина // Уральский историчекий вестник. 2018. № 2 (59). С. 109–114.

Проскурин С. Г., Проскурина А. В. Кольцевая композиция как семиотическая деталь нарратива // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ. Барнаул, 2020. С. 272–280.

Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературная эпоха и типы художественного сознания. М., 1994. С. 3–38.

Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2001.

Белов В. И. Лад: очерки о народной эстетике. М., 1982.

Лагунова О. К. Путевые заметки Е. Д. Айпина как этнопоэтическое описание // Дергачевские чтения-2018: Литература регионов в свете гео- и этнопоэтики. Екатеринбург, 2019. С. 308–314.

Шесталов Ю. Н. Север как фактор интеграции культуры и цивилизации // Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации. СПб., 2002. С. 549–550.

 
Скачать в PDF