УСПЕХИ И НЕУДАЧИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДИНАСТИИ КАМЕНСКИХ | |||
---|---|---|---|
Год | 2021 | Номер | 3(72) |
Страницы | 125-134 | Тип | научная статья |
УДК | 94(470.5)”18/19” | ББК | 63.3(235.55)53 |
Авторы | Морозан Владимир Васильевич |
Рубрика | ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ИСТОРИИ РОССИИ: ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ |
Аннотация | В предложенной читателю статье рассматривается деятельность одного из крупнейших пароходных и транспортных предприятий Волжско-Камского бассейна в начале XX в. — торгового дома «Ф. и Г. Братья Каменские». Фирма имела давнюю и богатую событиями историю и просуществовала более полувека, перевозя товары и пассажиров по Волге и Каме, а также гужевым и железнодорожным транспортом. Основанная Федором Козьмичом и Григорием Козьмичом Каменских в 1857 г. компания пережила взлеты и падения, приведшие к ее поглощению другим более успешным предприятием в начале ХХ в. В статье уделено особое внимание причинам коммерческих неудач детей и внуков основателей фирмы, которые пришли к ее управлению после смерти Федора и Григория Каменских. В условиях обострившейся конкуренции начала ХХ столетия между различными пароходными и транспортными компаниями, особенно после экономического кризиса и революционных событий 1905–1907 гг., семья Каменских предпринимала немалые усилия по спасению своего предприятия, потратив значительные средства на его модернизацию. Существенно увеличилась сеть контор торгового дома не только на обширной территории России, но и за ее пределами. Закупались новые пароходы, заказы которых располагались на отечественных заводах. Открыв в Гамбурге, Берлине и Лондоне свои конторы, фирма пыталась включиться в экспортную торговлю России, планируя использовать свои транспортные средства. Однако неудачные методы управления и несоразмерные расходы на расширение инфраструктуры предприятия и его технической оснащенности привели компанию на грань банкротства. | ||
Ключевые слова | пароходство, транспортировка грузов и пассажиров, кредит, судостроение, конкуренция | ||
Библиографический список |
Вяткин В. В. Род ищущих Господа. История Пермского Успенского женского монастыря. Пермь, 2001. Корчагин П. А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006. Лапшин Р. В., Митюков Н. В., Коробейников А. В. Камские пароходные магнаты (1846–1918 гг.) // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2020. № 1 (39). С. 4–319. Мельчакова О. А. Семья Каменских: их вклад в экономическое развитие Пермского края: [в т. ч. о Ф. К. Каменском] // Предпринимательство Прикамья: история и современность: тезисы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 2002. С. 95–101. Мельчакова О. А. Федор Козьмич Каменский // Городские головы города Перми. Пермь, 2003. С. 40–44. Баядина Н. П. Пермское купечество. Пермь, 2002. Лядова А. С. Архитектурное наследие предпринимателей, меценатов XIX века братьев Каменских как ресурс историко-культурного туризма города Перми и Пермского края // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 2 (86). С. 77–84. Лядова А. С. Развитие историко-культурного туризма как элемент духовно-нравственного и патриотического воспитания (на примере архитектурного наследия братьев Каменских в городе Перми XIX века) // Национальная безопасность: стратегические приоритеты и система обеспечения: материалы Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016. С. 492–500. Лядова А. С. Изучение исторического и культурного наследия как основы формирования гражданского патриотизма и национальной идентификации россиян (на примере исследования предпринимательской и благотворительной деятельности братьев Каменских) // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 1 (73). С. 79–88. Дублет Н. И. Кама: Очерки истории судоходства. Молотов, 1950. Барышников М. Н. Деловой мир России: историко-биографический справочник. СПб., 1998. |
||
Скачать в PDF |