МОДЕЛЬ ИДЕЙНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА | |||
---|---|---|---|
Год | 2021 | Номер | 3(72) |
Страницы | 144-151 | Тип | научная статья |
УДК | 94(470)“16” | ББК | 63.3(2)45-453 |
Авторы | Керов Валерий Всеволодович |
Рубрика | ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В ЗЕРКАЛЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ |
Аннотация | Статья посвящена выявлению традиционалистских и/или модернизационных компонентов конфессионального сознания, конфессиональной этики и поведенческих установок, а также идейной системы раннего старообрядчества. Статья содержит анализ комплекса произведений одного из отцов-основателей старообрядчества протопопа Аввакума, проведенный методом исследования парной семантической сопряженности. Анализ показал, что структура связей доминирующих категорий в наследии протопопа Аввакума в основном соответствует традиционной системе взглядов и установок русского православного менталитета дониконовского периода. В то же время в творчестве Аввакума очевидно зарождение элементов, отличных как от древнерусского православия, так и от религии, модернизированной патриархом Никоном и его сторонниками. То есть появились признаки раннесовременной религии, а именно такие модернизационные черты, как формирование нового типа религиозности, для которого характерно было активное вероисповедание (вера-деятельность) вместо пассивного (вера-ожидание). Так, категория «страдание/терпение» в трудах Аввакума сближается не столько со «смирением/кротостью», сколько со стойкостью в вере и даже противлением гонителям. «Терпение» как сопротивление, прежде всего духовная активность, «борьба за веру», определяется как важная мера спасения православного и православия. Были также выявлены расширение этического элемента, развитие личной ответственности. Формировалось новое представление о «деле» и «труде». Выявляется, что возникновение старообрядчества, как и проведение никоновских реформ, явилось частью общеевропейского модернизационного процесса соответствующей эпохи, одновременно обладая выраженной российской спецификой. | ||
Ключевые слова | контент-анализ, раннее старообрядчество, протопоп Аввакум, модернизационная составляющая, традиционализм | ||
Библиографический список |
Керов В. В. «Се человек и дело его…»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М., 2016. Хвостова К. В. Византийская цивилизация // Вопросы истории. 1995. № 9. С. 32–48. Михайловский В. Я. Библейский богословский словарь. М., 1995. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. М., 2006. Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI в. в новом освещении // Вопросы истории. 1995. № 10. С. 44–53. Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. Elim К. Religious movements between proselytism, intolerance and liberty // 18th International Congress of Historical Sciences. Montreal, 1995. P. 237–238. |
||
Скачать в PDF |