Выпуск 3 (72)

ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (по материалам газеты «Правда православия»)
Год 2021 Номер 3(72)
Страницы 161-168 Тип научная статья
УДК 94(470)“1906/1907” ББК 63.3(2)532
Авторы Палкин Александр Сергеевич
Рубрика ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В ЗЕРКАЛЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
Аннотация В статье проанализирован опыт единоверческой политической мысли в период Первой русской революции. Анализ проведен в контексте развития единоверческой мысли и формирования конфессиональной идентичности единоверцев во второй половине XIX — начале XX в. Выделены три специфические направления единоверия, сформировавшиеся в этот период: консервативное, радикальное и реформистское. В центре внимания находится последнее направление, возглавляемое петербургским священником Симеоном Шлеевым. Его представители выступали за реформирование синодального устройства церкви, созыв Поместного собора, усиление автономизации единоверцев и их объединение под эгидой петербургского центра единоверия. Их печатным органом была газета «Правда православия» (некоторое время выходила под названием «Глагол времен»). Издание первых номеров газеты пришлось на период Первой русской революции, в связи с чем петербургские единоверцы, претендовавшие на лидерство среди своих собратьев по всей стране, начали писать на политическую тематику и публично критически осмыслять окружающую политическую действительность. В статье выделены основные блоки тем и авторы, писавшие на политическую тематику в 1906 — начале 1907 г. в газетах «Правда православия» и «Глагол времен», проведен анализ динамики появления такого рода публикаций. Сделаны выводы о соотношении общеполитической повестки и специфических вопросов, волновавших единоверцев.
Ключевые слова единоверие, «Правда православия», «Глагол времен», духовная периодика, революция, Симеон Шлеев, Русская православная церковь
Библиографический список

Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). СПб., 2011.

Уайт Дж. Единоверие и официальное православие: неудавшийся опыт объединения в практике публичных церемоний (1900–1913) // Quaestio Rossica. 2015. № 2. С. 201–223.

Уайт Дж. Единоверие и концепция конфессионализации: дискурсивные заметки // Quaestio Rossica. 2016. Т. 4, № 4. С. 177–189.

Палкин А. С. Единоверие в середине XVIII — начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика. Екатеринбург, 2016.

White J. M. Unity in Faith?: Edinoverie, Russian Orthodoxy and Old Belief, 1800–1918. Bloomington, 2020.

Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв. М., 2002.

Палкин А. С. Единоверие в конце 1820-х — 1850-е годы: механизмы государственного принуждения и противостояние староверов // Quaestio Rossica. 2014. № 3. С. 86–106.

Палкин А. С. К истории внутренней жизни единоверческих общин Екатеринбурга и Нижнего Тагила: от конфронтации к объединению // Вестник музея «Невьянская Икона». Екатеринбург, 2013. Вып. 4. С. 186–197.

Палкин А. С. Полемика представителей духовных элит единоверия о путях его развития в 1860-е гг. // Уральский исторический вестник. 2012. № 3 (36). С. 66–72.

Iwaniec E. Z dziejów staroobrzędowców na ziemiach polskich: XVII–XX w. Warszawa, 1977.

Iwaniec E. Droga Konstantyna Gołubowa od starowierstwa do prawosławia: karty z dziejów duchowości rosyjskiej w drugiej połowie XIX wieku. Białystok, 2001.

Iwaniec E. Wydawnictwa staroobrzedowcow na terenie Polski i ich staroruskie tradycje // Zeszyty naukowe universitetu Lodzkiego. Seria I. Nauki humanistyczno-spoleczne. Z. 109. Lodz, 1976. S. 69–70.

Вознесенский А. В., Мангилев П. И., Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701–1918). Материалы к словарю. Екатеринбург, 1996. 

 
Скачать в PDF