ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ: ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ПОРЕФОРМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ | |||
---|---|---|---|
Год | 2021 | Номер | 4(73) |
Страницы | 106-114 | Тип | научная статья |
УДК | 94(470.5) | ББК | 63.3(235.55) |
Авторы | Любичанковский Сергей Валентинович |
Рубрика | КОЛОНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ |
Аннотация | В статье обобщены данные об обучении инородцев казахского происхождения в так называемых русских средних и профессиональных учебных заведениях Оренбургского края (гимназиях, учительских школах, фельдшерских школах, сельскохозяйственных школах) в период пореформенной модернизации. Показаны типичные направления карьерного роста казахов — выпускников данных учебных заведений. Реконструированы основные сложности, сопутствовавшие процессу набора казахов в эти школы и обучения в них. Сделан вывод, что реализуемая центральной и региональной властью политика аккультурации в сфере просвещения активизировалась в пореформенный период в связи с вовлечением национальных меньшинств в модернизационные процессы освоения окраинных территорий. Процесс формирования казахской интеллигенции в Оренбургском крае и сопредельной ему Казахской степи был напрямую связан с образовательной и просветительской политикой имперских структур. Империя добилась больших успехов на пути конструирования единого социокультурного пространства в регионе, одной из составляющих которого стало создание системы образования с включением в нее как русско-казахских и аульных школ, так и обычных средних и профессиональных учебных заведений, принимавших к себе инородцев. В итоге Оренбург стал тем городом, где были заложены основы для развития казахской интеллигенции, а следовательно, и для упрочения казахской национальной идентичности. Подчеркнуто, что это происходило не вопреки, а именно вследствие реализации имперской политики аккультурации средствами просвещения. Сделан вывод о том, что вызов пореформенной модернизации, связанный с противоречием между проникающими в степь новациями и отсутствием в инородческой казахской среде возможности адекватно воспринять их и воспользоваться предлагаемой инфраструктурой на благо собственного развития, породил ответ в виде интегрировавшихся через русскую образовательную систему казахов, ставших новой элитой казахского народа — не по праву крови, а исходя из приобретенных новых компетенций и взглядов на жизнь. Эта новая национальная интеллигенция стала мощным фактором культурного и даже государственного роста казахов в составе России. | ||
Ключевые слова | казахская интеллигенция, пореформенная модернизация, образовательная система, Оренбургский край, аккультурация, просвещение | ||
Библиографический список |
Побережников И. В. Административный фактор в контексте фронтирной модернизации Урала XVIII–XIX вв. // Региональное управление и проблема эффективности власти в России (XVIII — начало XXI века): сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием. Оренбург, 2012. С. 17–20. Побережников И. В. Особенности фронтирной модернизации (на примере Урала XVIII–XIX вв.) // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2010. Вып. 11. С. 202–210. Побережников И. В. Периферийная модернизация в Российской империи: региональные варианты // Цивилизации. М., 2015. Вып. 10. С. 179–200. Побережников И. В. Фронтирная модернизация в контексте российской цивилизации // Модернизация в цивилизационном контексте: российский опыт перехода от традиционного к современному обществу. Екатеринбург, 2011. С. 47–61. Побережников И. В. Фронтирная модернизация как российский цивилизационный феномен // Россия реформирующаяся. М., 2013. Вып. 12. С. 246–274. Побережников И. В. Фронтирная модернизация на востоке Российской империи: региональные вариации // Уральский исторический вестник. 2018. № 4 (61). С. 72–80. Lyubichankovskiy S. Imperial Acculturation on Russia’s Southeastern Frontier: An International Survey // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2020. Т. 19, № 3. С. 727–740. Джунджузов С. В., Любичанковский С. В. Влияние Русско-турецкой войны 1735–1739 гг. на выстраивание отношений империи с кочевыми народами Южного Урала и Центральной Азии (по материалам Оренбургской экспедиции) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. Т. 18, № 3. С. 494–524. Избасарова Г. Б., Любичанковский С. В. Приставства на окраинах Российской империи в XVIII — первой половине XIX в.: от административного лица к системе управления // Российская история. 2018. № 2. С. 13–21. Dzhundzhuzov S. V., Lyubichankovskiy S. Kalmyks of Southern Ural in the XVIII — early XX century: problems of assimilation, acculturation and preservation of ethnic identity // Bylye Gody. 2017. Vol. 46, iss. 4. P. 1194–1206. Dzhundzhuzov S. V., Lyubichankovskiy S. The Influence of the Imperial Policy of Acculturation on the Formation and Evolution of the Power Elite among the Stavropol Christened Kalmyks (1737–1842) // Bylye Gody. 2018. Vol. 49, iss. 3. P. 970–979. Любичанковский С. В. История юго-восточного фронтира России: актуальные проблемы, современные подходы к их решению // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2020. Т. 19, № 3. С. 520–524. Леонтьева О. Б. Национальная и конфессиональная политика Российской империи в современной историографии // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8/2 (99). С. 27–46. Круз Р. За пророка и царя. Ислам и империя в России и Центральной Азии. М., 2020. Любичанковский С. В. Политика оренбургской администрации по исламизации казахской степи и причины ее изменения в 1860-х гг. // Вопросы истории Сибири: сборник научных статей. Омск, 2015. Вып. 12. С. 112–120. Султангалиева Г. Казахское чиновничества оренбургского ведомства: формирование и направление деятельности (ХIX век) // Acta Slavica Iaponica. 2009. Т. 27. С. 77–101. Султангалиева Г. Общее и особенное в развитии просветительства тюркоязычных народов волго-уральского района и Казахстана (вторая половина XIX века) // Этнопанорама. 2001. № 4. С. 34–36. Тулешова У. Ж., Султангалиева Г. С. «Княжеское достоинство» потомков хана Внутренней Орды Джангира // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10, вып. 8 (82). URL: https://history.jes.su/s207987840006062-7-1/ (дата обращения: 30.07.2021). Любичанковский С. В. Аккультурационная модель понимания империи как методологическая альтернатива колониальному подходу // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10, вып. 8 (82) URL: https://history.jes.su/s207987840006065-0-1/ (дата обращения: 29.05.2021). Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на примере кочевых и полукочевых народов Российской империи). Оренбург, 2019. Любичанковский С. В. Становление и развитие образовательной системы Оренбургского края в XVIII–XIX вв. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 15–21. Любичанковский С. В., Алешина С. А. Проблемы «инородческого образования» на Особом Совещании 1905 г.: дискурсы и практика педагогов Оренбургского края // Вопросы истории. 2020. № 10. С. 260–266. Ковальская С. И., Любичанковский С. В. Российская образовательная система как канал аккультурации и модернизации сознания казахов-кочевников XVII — начала XX веков // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24, № 2. С. 7–15. Любичанковский С. В. Русский язык как средство аккультурации: развитие русско-инородческих школ в Оренбургском крае в середине XIX века // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 161–165. Куликов И. А. Подготовка народных учителей в учительских семинариях. М., 1941. Сабитов Н. Русско-киргизские школы // Вестник Академии наук Казахской ССР. 1949. № 7. С. 18–22. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917). М., 1982. Кенжетаев Б. А. Казахские учебные заведения и процесс формирования казахской интеллигенции в середине XIX — начале XX века. Казань, 1996. Кузьмин К. В. Национальные учительские школы и проблемы христианизации уральских народов (конец 1860 — начало 1900 гг.) // Образование и наука. 2003. № 3 (21). С. 106–115. Курманкаев Р. Ф. Реформа мусульманских школ. Челябинск, 2004. Савицкий Г. В. Начальное народное образование на Южном Урале и в Северо-Западном Казахстане в 1851–1917 гг.: дис. … канд. ист. наук. Оренбург, 2004. Койшигарина Г. Роль учебных заведений Южного Урала в формировании казахской интеллигенции (ХIХ — начало ХХ вв.). Уральск, 2007. Стурова М. В. Образовательная среда на территории Акмолинской и Семипалатинской областей (50–80-е гг. XIX в.) // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 4/2 (80). С. 198–202. Любичанковский С. В. Политика аккультурации средствами просвещения исламских подданных Российской империи: исторический опыт Оренбургского края (середина XIX — начало XX вв.). Оренбург, 2018. Айтмухамбетов А. А. Казахские служащие российской империи: формирование, профессиональная и общественно-политическая деятельность в XIX — начале XX вв. (исторический аспект): дис. … док. ист. наук. Семей, 2010. Байдосов З. Первые шаги образования // Из истории Актюбинской области: краеведческий сборник. Актюбинск, 1991. С. 24–28. Койшигарина Г. М. Роль учебных заведений Южного Урала в формировании казахской интеллигенции. Вторая половина XIX — начало XX веков. URL: https://articlekz.com/article/5347 (дата обращения: 29.05.2021). Асанова Г. К. Земельный вопрос в дореволюционной колониальной политике России в Казахстане // Вопросы истории казахского традиционного хозяйства: материалы межвузовской конференции. Костанай, 1997. С. 48–55. Мусабалина Г. Т. Потестарно-политические институты казахского общества и колониальная администрация царской России (первая четверть XVIII в. — первая половина XIX в.): дис. … канд. ист. наук. Алматы, 2001. Быков А. Ю. Истоки модернизации Казахстана (проблема седентаризации в российской политике XVIII —начала XX века). Барнаул, 2003. Захарченко А. Л. Общественно-политические, культурные связи Северного Казахстана и Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири (XIX — начало XX века). Павлодар, 2004. Любичанковский С. В. Кризис губернского управления регионами в позднеимперской России // Федерализм. Теория. Практика. История. 2007. № 1 (45). С. 127–140. |
||
Скачать в PDF |