Выпуск 1 (74)

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И МИГРАЦИЯ В УЕЗДНОМ ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.
Год 2022 Номер 1(74)
Страницы 137-146 Тип научная статья
УДК 94(470.5)“18/19” ББК 63.3(235.55)531
Авторы Никонова Ольга Юрьевна
Тимофеев Александр Анатольевич
Рубрика АКТОРЫ И ЛАНДШАФТЫ В ПРОЦЕССАХ КОЛОНИЗАЦИИ
Аннотация На основе статистических материалов в статье проанализирована проблема взаимовлияния строительства Великого Сибирского пути и роста городского населения на примере уездного Челябинска. Вопрос изучен через призму модернизационных изменений в Российской империи, в особенности с точки зрения влияния миграции. Охарактеризован историографический ландшафт, сложившийся на пересечении тем истории железнодорожной инфраструктуры, модернизации и города. Выявлены изменения в численности таких социальных групп горожан, как купцы, крестьяне, мещане и ремесленники. Демографический прирост в Челябинске происходил преимущественно за счет крестьянства. В составе этой миграционной группы большую роль играли переселенцы в Сибирь, влияние которых на население города началось еще до строительства железной дороги. После запуска железнодорожной станции Челябинск приток крестьян в город усилился, часть переселенцев по разным причинам выбирала местом проживания уездный город. Исследование не выявило прямой связи между строительством железной дороги и демографическими изменениями в других социальных группах: мещан, купцов и ремесленников. Также анализ не показал различий между модернизационной динамикой Челябинска и других уральских городов, выбранных для сравнения: Оренбурга, Уфы, Троицка, Златоуста, Кургана. Авторы пришли к выводу, что рост населения в Челябинске является маркером общих социально-демографических тенденций, связанных с урбанизацией в Российской империи, и был обусловлен комплексом факторов.
Ключевые слова Транссибирская железная дорога, Челябинск, миграция, урбанизация, модернизация, рост населения
Библиографический список

Дореволюционный Челябинск в слове современников. Челябинск, 2012.

Тимофеев А. А. Великая Сибирская магистраль: последствия железнодорожного строительства на Южном Урале (1891–1914 год). Челябинск, 2011.

Миненко Н. А., Апкаримова Е. Ю., Голикова С. В. Повседневная жизнь уральского города в XVIII — начале XX века. М., 2006.

Алеврас Н. Н. Челябинск в XVIII — начале XX века: социально-демографические процессы // Вестник Челябинского государственного университета. 2000. № 1 (11). С. 20–35.

Crossan R.-M. Guernsey, 1814–1914. Migration and modernisation. Woodbridge, UK, 2007.

Fogel R.W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. Baltimore, 1964.

Donaldson D., Hornbeck R. Railroads and American economic growth: a “market access” approach. URL: http://www.nber.org/papers/w19213 (дата обращения: 15.09.2021).

Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. М., 1975.

Сигалов М. Р., Ламин В. А. Железнодорожное строительство в практике хозяйственного освоения Сибири. Новосибирск, 1988.

Урал в панораме XX века. Екатеринбург, 2000.

Зубков К. И. Пространственно-географический фактор российских модернизаций // Уральский исторический вестник. 2000. № 5–6. С. 105–122.

Лейбович О. Л. Социокультурный контекст отечественных модернизаций // Опыт российских модернизаций XVIII–XX века. М., 2000. С. 88–103.

Побережников И. В. Вступая в XX столетие // Урал в панораме XX века. Екатеринбург, 2000. С. 13–47.

Оrte der Moderne. Erfahrungswelten des 19. und 20. Jahrhunderts. Frankfurt; New York, 2005.

Шенк Ф. Б. Поезд в современность: мобильность и социальное пространство России в век железных дорог. М., 2016.

Hamm M. The City in Late Imperial Russia. Bloomington, 1986.

Bradley J. Muzhik and Muscovite: Urbanization in Late Imperial Russia. Berkeley; New York; Los Angeles; London, 1985.

Bater J. St. Petersburg: Industrialization and Change. London, 1976.

Brower D. R. The Russian City between Tradition and Modernity, 1850–1900. Berkeley; Los Angeles; Oxford, 1990.

Дорожкин А. Г. Урбанизация в дореволюционной России в трактовке немецкоязычной историографии конца ХХ в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2007. Т. 1, № 1. С. 93–99.

Anderson B. A. Internal Migration During Modernization in Late Nineteenth Century Russia. Princeton, 1980.

Рындзюнский П. Г. Крестьяне и город в капиталистической России второй половины XIX века (взаимоотношение города и деревни в социально-экономическом строе России). М., 1983.

Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начала XX вв.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 2000. Т. 1.

Кабузан В. М. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII — начало XX века). Хабаровск, 1973.

Ремнев А. В., Суворова Н. Г. Колонизация Азиатской России: имперские и национальные сценарии второй половины XIX — начала XX века. Омск, 2013.

Канн С. К. Комитет Сибирской железной дороги (1892–1905 гг.) как орган управления национальным проектом // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. № 3. С. 129–131.

Канн С. К. Комитет Сибирской железной дороги во главе работ по изучению Сибири в конце XIX — начале XX века // Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII — начала ХХ века: сборник материалов региональной научной конференции. Новосибирск, 2007. С. 257–266.

Ремнев А. В. Комитет Сибирской железной дороги как орган регионального управления // Хозяйственное освоение Сибири: вопросы истории XIX — первой трети XX вв. Томск, 1994. Вып. 2. С. 41–49.

Ремнев А. В. Участие Комитета Сибирской железной дороги во Всемирной выставке 1900 года в Париже // Хозяйственное освоение Сибири: история, историография, источники. Томск, 1991. Вып. 1. С. 167–176.

Ижендеев А. Ю. Организация регионального управления транспортом России (на материалах Сибирской железной дороги и Томского округа путей сообщения в конце XIX — начале ХХ вв.): автореф. дисс. ... к.и.н. Томск, 2011.

Сибирь в составе Российской империи. М., 2007.

Тарасов Ю. М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.). М., 1984.

Смирнова В. Е. Переселенческое движение на Южном Урале во второй половине XIX — начале ХХ века // III Емельяновские чтения: миграционные процессы и межэтнические взаимодействия в Урало-Сибирском регионе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курган, 2008. С. 35–37.

Тихонов Б. В. Переселения в России во второй половине XIX в. (по материалам переписи 1897 г. и паспортной статистики). М., 1978.

Алеврас Н. Н. Социодемографический портрет Челябинска 1897 года // Челябинск неизвестный. Челябинск, 2003. Вып. 3. С. 80–93.

Титова А. Л. Сословная и профессиональная структура городского населения Курской губернии в конце XIX — начале XX вв. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 1 (144). Вып. 25. С. 109–115.

Смирнова В. Е. Челябинский переселенческий пункт (конец XIX века — 1920-е годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2000. № 1 (11). С. 47–53.

 
Скачать в PDF