Выпуск 2 (75)

ПЕЩЕРА — СВЯТИЛИЩЕ — МИФ: КРИТЕРИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКИХ ДЕКОРИРОВАННЫХ ПЕЩЕР УРАЛА
Год 2022 Номер 2(75)
Страницы 128-138 Тип научная статья
УДК 903.27(470.5) ББК 63.442.12(235.55)
Авторы Широков Владимир Николаевич
Широкова Наталия Александровна
Рубрика АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
Аннотация На Южном Урале известны пещеры с верхнепалеолитическими настенными изображениями — Капова (Шульган-Таш), Игнатиевская (Ямазы-Таш) и Серпиевская 2 (Колокольная). Они представляют собой крупнейшие в своих районах карстовые полости с большим количеством фигуративных и нефигуративных мотивов. По многим параметрам уральские декорированные пещеры сходны с украшенными пещерами Западной Европы — с точки зрения структурной организации пространства, изобразительных ассамбляжей и их контекста. К западноевропейским пещерам часто применяется термин «глубокие святилища». В рамках данной статьи авторы обращаются к работам зарубежных специалистов, не один десяток лет занимающихся разработкой этой тематики, для выявления критериев такой интерпретации. В силу родства всего пещерного искусства ледникового периода от Атлантики до Урала интерпретации западноевропейского искусства применимы и к уральским памятникам. Среди важнейших критериев выделяются археологические, феноменологические и мифологические. Археологические были сформулированы К. Ренфрю: фокусировка внимания, пограничная зона между этим миром и сопредельным, наличие божества, участие и приношение. Феноменологические критерии опираются на чувственный опыт человека, основывающийся на основных органах чувств: зрении, слухе, обонянии, осязании. Именно они придают пещерам признаки иерофании, конструирующие, по М. Элиаде, коллективное священное пространство. Сравнение ирреальных и гибридных существ из регионов Франко-Кантабрии и Урала показывает их близкое сходство. По рассмотренным археологическим критериям и критериям чувственного опыта древнего человека по отношению к подземной полости мы можем утверждать, что уральские верхнепалеолитические декорированные пещеры являются святилищами ледникового периода, сохранившими фрагменты мифологии того отдалённого времени. Из всех характеристик мифа применительно к палеолитическому искусству М. Гроенен считает важнейшим критерием наличие в нем композитных атропоморфных существ, композитных животных и животных ирреальных, фантастических.
Ключевые слова Южный Урал, верхний палеолит, пещерное искусство, святилище, миф
Библиографический список

Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. Археологические изыскания. СПб., 1997. Вып. 51.

Scelinskij V. E., Širokov V. N. Hohlenmalerei in Ural. Kapova und Jgnatievka. Die altsteinzeitlichen Bilderholen im Sudlichen Ural. Deutchland, Sigmaringen, 1999.

Филиппов А. К. Хаос и гармония в искусстве палеолита. СПб., 2004.

Широков В. Н. Палеолитические подземные «художественные галереи» Урала и Западной Европы // Вестник Уральского отделения РАН. 2014. № 1 (47). С. 165–179.

Широков В. Н. Пещерное палеолитическое искусство Урала и Франко-Кантабрии: опыт сопоставления // От Балтики до Урала: изыскания по археологии каменного века. Сыктывкар, 2014. С. 69–88.

Shirokov V. N. Some comparisons of the Paleolithic cave art between the Urals and Western Europe // Forgotten times and spaces: New perspectives in paleoanthropological, paleoetnological and archeological studies. Brno, 2015. P. 347–360.

Широков В. Н., Петрин В. Т. Искусство ледникового века. Игнатиевская и Серпиевская 2 пещеры на Южном Урале. Екатеринбург, 2013.

Житенёв В. С. Капова пещера — палеолитическое подземное святилище. М., 2018.

Breuil A. H. Quatre cents siecles d’art parietal. Les cavernes ornees de l’age du Renne. Montignac, 1952.

Leroi-Gouran A. Prehistoire de l’art occidental. Paris, 1965.

Leroi-Gouran A. Répartition et groupement des nnimaux dans l’art pariétal paléolithique // Bulletin de la Société préhistorique de France. 1958. Vol. 55, № 9. Р. 515–528.

Renfrew C., Bahn P. Archaeology, theories, methods and practice. London, 1991.

Renfrew C. The Archaeology of Cult: The Sanctuary at Phylakopi. London, 1985.

Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

Gonzalez R. Notas para un analisis y definition del concepto de sanctuario paleolitico // II Congreso Mundial Vasco Congreso de Antropología (1987. Vitoria-Gasteiz). 1988. Vol. 3. P. 17–26.

Groenen М. Ombre et lumitere dans l’art des grottes. Bruxelles, 1997.

Резников Е. Д. Звуковой размер пещеры Шульган-Таш (Каповой) в связи с палеолитической живописью // Культурное наследие Южного Урала как инновационный ресурс: материалы Всероссийской научно-практической конференции. «Природное и культурное наследие Южного Урала как инновационный ресурс». Уфа, 2010. С. 84–94.

Дмитриева Т. Н. Пещера как целостность (к проблеме интерпретации палеолитической пещерной живописи) // Пещерный палеолит Урала: материалы международной конференции. Уфа, 1997. С. 53–56.

Sauvet G., Tosello G. Le mythe paleolithique de la caverne // Le propre de l’homme. Psychanalyse et prehistoire. Lausanne, 1998. Ch. 3. P. 55–90.

Lorblanchet M. La grotte ornée de Pergouset (Saint-Géry, Lot), un sanctuaire secret paleólithique. Paris, 2001.

Airvaux J. L’art prehistorique du Poitou-Charentes. Sculptures et gravures des temps glaciaires. Paris, 2001.

Groenen M. Thèmes iconographiques et mythes dans l’art du Paléolithique supérieur // Art du Paléolithique et du Mésolithique — Palaeolithic and Mesolithic Art. Acts of the XIVth UISPP Congress, University of Liège, Belgium, 2–8 September 2001. Oxford, 2004. P. 31–39. (British Archaeological Reports, no. 1311).

Vouvet J., Brunet J., Vidal P., Marsal J. Lascaux en Perigord Nour. Environnement, art parieteal et conservation. Perigueux, 1982.

Gaussen J. La grotte ornee du Gabillou (pres Mussidan, Dordogne). Bordeaux, 1964.

Diez M. G., Rodriguez R. G. El Castillo // Las cuevas con arte paleolitico en Cantabria. Cantabria, 2010. P. 179–190.

Barriere C. L’art parietal des grottes des Combarelles. Paléo, hors-série, 1997. no. 1.

Chauvet J-M., Brunet-Dechamps E., Hillar C. La grotte Chauvet а Vallon-Pont-d’Arc. Paris, 1995.

Kosintsev P. A., Bachura O. P. Late Pleistocene and Holocene mammal fauna of the Southern Urals // Quaternary International. 2013. Vol. 284. P. 161–170.

 
Скачать в PDF