СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ (BENEDICTIONES) В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР | |||
---|---|---|---|
Год | 2022 | Номер | 3(76) |
Страницы | 6-14 | Тип | научная статья |
УДК | 94(4)“4/14” | ББК | 63.3(0)4 |
Авторы | Арнаутова Юлия Евгеньевна |
Рубрика | КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ГРАНИЦЫ ВОСПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИИ ПЕРЕНОСА |
Аннотация | Церковные благословения (benedictiones) — литургические обряды, совершаемые священником по частным поводам. В медиевистике благословения и благословленные предметы — сакраменталии (sacramentalia) — получили репутацию «церковной магии» из-за обилия проникших в эту практику суеверий. В статье используется обоснованная Ю. М. Лотманом коммуникативная модель культуры, характеризующаяся семиотической неравномерностью («ядро» и «периферия», включающая иносемиотические элементы), что позволяет представить деструктивные изменения в этом сегменте литургии как временные, соответствующие определенной фазе динамического взаимодействия культур — церковной (письменной) и традиционной (устной) культуры рядовых верующих. Зоной наиболее близкого их контакта является религиозная жизнь в церковном приходе, которую автор соотносит с культурной периферией, где происходит трансграничное взаимодействие (диалог «ядра» и «периферии») и выработка общего языка коммуникации («семиотизация»). Именно там на рубеже X–XI вв. возникают многочисленные неофициальные благословения по разным бытовым поводам (полей, скота, домов и амбаров, больных и паломников). Они сочинялись на латыни, однако их содержание заметно разрасталось за счет привлечения апокрифических источников, детализаций и уточнений, стилистика молитвы смешивалась со стилистикой заклинания, что свидетельствует о влиянии народной ритуальной словесности. Так Церковь в лице приходских священников невольно вовлекалась в процесс создания языка, понятного ее пастве, интегрируя элементы традиционной культуры. Отклоняющиеся от строгой ортодоксии благословения исчезают из практики только в XVII в., поскольку с распространением книгопечатания появилась возможность теологической цензуры и унификации литургических книг. | ||
Ключевые слова | средневековые церковные благословения (benedictiones), церковный приход, семиосфера, периферия, трансграничное взаимодействие | ||
Библиографический список |
Лотман Ю. М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении // Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 121–128. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. Новик Е. С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994. С. 110–163. Лотман Ю. М. Динамическая модель семиотической системы // Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 90–101. Лотман Ю. М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) // Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 110–120. Лотман Ю. О семиосфере // Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 11–24. Reifenberg H. Zeichenhafte Liturgie. Zur Phänomenologie der Sakramentalien // Liturgisches Jahrbuch. 1967. 17. S. 233–240. Angenendt A. Geschichte der Religiosität im Mittelalter. Darmstadt, 1997. Arx W. von. Zur Entstehungsgeschichte des Rituale // Zeitschrift für schweizerische Kirchengeschichte. 1969. Bd. 63. S. 39–57. |
||
Скачать в PDF |