Выпуск 3 (76)

«ПАНОПТИКОН» ИЕРЕМИИ БЕНТАМА И ЕГО ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОКИ
Год 2022 Номер 3(76)
Страницы 15-23 Тип научная статья
УДК 94(410)“15/17” ББК 63.3(4Вел)51
Авторы Тогоева Ольга Игоревна
Рубрика КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ГРАНИЦЫ ВОСПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИИ ПЕРЕНОСА
Аннотация Идея надличностной судебной системы применительно к эпохе Средневековья и Нового времени была наиболее полно разработана в трудах Мишеля Фуко, который тем не менее опирался в своих выкладках на идеи английского философа, социолога и юриста Иеремии Бентама. Свое отражение они нашли в знаменитом трактате «Паноптикон, или Надзорный дом», написанном в 1786–1787 гг. в форме писем и опубликованном с дополнениями в 1791 г. В статье прослеживается влияние, которое оказала теория «паноптизма» на пенитенциарные системы различных стран, на развитие тюремной архитектуры, а также на многочисленные художественные произведения, представляющие собой антиутопии и также основанные на идее «всевидящего ока». Однако основное внимание в статье уделяется проблеме авторитетных источников, на которые мог опираться сам Иеремия Бентам. Автор статьи приходит к выводу, что одним из них могла являться сама система английского судопроизводства в том виде, в котором она существовала в XVI–XVII вв. Судьи раннего Нового времени были прекрасно знакомы с процедурой «наблюдения» (то есть с основным принципом доктрины «паноптизма»): она достаточно широко применялась на практике прежде всего в ведовских процессах, которые проходили в Английском королевстве в этот период, и была описана в различных юридических источниках. Несмотря на то, что в «Паноптиконе» нет прямых ссылок на эти тексты, само своеобразие данной концепции, а также использование весьма специфической лексики указывают, по мнению автора статьи, что Иеремия Бентам мог опи¬раться непосредственно на английский опыт в сфере судопроизводства.
Ключевые слова Англия, судопроизводство, раннее Новое время, процедура «наблюдения», Иеремия Бентам, Паноптикон, Мишель Фуко, идеальная тюрьма, антиутопия
Библиографический список

Гуляихин В. Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Юридические исследования. 2013. № 4. С. 135–158.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M., 1999.

Semple J. Bentham’s Prison: a Study of the Panopticon Penitentiary. Oxford, 1993.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2007.

Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. М., 2006.

Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’ 1993. М., 1994. С. 21–70.

Каспе С. И. Свет и власть. Паноптикон как политическая форма и ее вариации // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19, № 1. С. 9–34.

Evans R. The Fabrication of Virtue: English prison architecture, 1750–1840. Cambridge, 1982.

Simon J. Architecture and Justice: Judicial Meanings in the Public Realm. London, 2016.

Steadman Ph. The Contradictions of Jeremy Bentham’s Panopticon Penitentiary // Journal of Bentham Studies. 2007. Vol. 9, iss. 1. P. 1–31.

Božovič M. Introduction. “An utterly dark spot” // Bentham J. The Panopticon Writings. London, 1995. P. 1–27.

Bozzo-Rey M. Social Control and the Legal Panoptic Paradigm // Beyond Foucault. New Perspectives on Bentham’s Panopticon. Farnham, 2012. P. 161–184.

Фуко М. Око власти // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. Ч. 1. С. 220–248.

Brémand N., Perrier F. Le phalanstère représenté // Cahiers Charles Fourier. 2013. № 24.

Laval C. Ce que Foucault a appris de Bentham // Revue d’études benthamiennes. 2011. № 8. URL: http://journals.openedition.org/etudes-benthamiennes/259 (дата обращения: 30.01.2022).

Quinn M. Post-modern moments in the application of empirical principles // Revue d’études benthamiennes. 2011. № 8. URL: http://journals.openedition.org/etudes-benthamiennes/245 (дата обращения: 30.01.2022).

Schofield P. Bentham: A Guide for the Perplexed. London, 2009.

Werrett S. Potemkin and the Panopticon: Samuel Bentham and the Architecture of Absolutism in Eighteenth Century Russia // Journal of Bentham Studies. 1999. Vol. 2, iss. 1. P. 1–25.

Champ E. de. From “Utopia” to “Programme”: Building a Panopticon in Geneva // Beyond Foucault. New Perspectives on Bentham’s Panopticon. Farnham, 2012. P. 63–78.

Schofield R. E. The Enlightened Joseph Priestley: A Study of His Life and Work from 1773 to 1804. University Park, 2004.

Tusseau G. From the Penitentiary to the Political Panoptic Paradigm // Beyond Foucault. New Perspectives on Bentham’s Panopticon. Farnham, 2012. Р. 115–140.

Gibson M. Reading Witchcraft: Stories of Early English Witches. London; New York, 1999.

Millar Ch.-R. Witchcraft, the Devil, and Emotion in Early Modern England. London, 2017.

Игина Ю. Ф. Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла. СПб., 2009.

Тогоева О. И. Английские городские общины раннего Нового времени в борьбе с колдовством // ЭНОЖ «История». 2020. Т. 11. Вып. 6 (92). С. 32.

Винокурова М. В. Как работали манориальные суды средневековой Англии: становление процедуры // Средние века. 2022. Т. 83, № 1. С. 92–118.

Beattie J. M. Policing and Punishment in London, 1660–1750: Urban Crime and the Limits of Terror. Oxford, 2001.

Акельев Е. В. «Сыщик из воров» Ванька Каин: анатомия «гибрида» // Ab imperio. 2018. № 3. С. 257–304.

Lyman J. L. The Metropolitan Police Act of 1829: An Analysis of Certain Events Influencing the Passage and Character of the Metropolitan Police Act in England // Journal of Criminal Law, Criminology and Police Science. 1964. Vol. 55, iss. 1. P. 141–154.

 
Скачать в PDF