Выпуск 3 (76)

СМЕНА ТЕМПОРАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ И ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ОБРАЗЫ НАЦИОНАЛЬНОГО
Год 2022 Номер 3(76)
Страницы 24-33 Тип научная статья
УДК 930.2 ББК 63.1(0)
Авторы Ионов Игорь Николаевич
Рубрика КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ГРАНИЦЫ ВОСПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИИ ПЕРЕНОСА
Аннотация В статье описывается и анализируется явление интерференции разных культурных практик, транслируемых в пространстве и времени: темпоральных режимов, образов времени как сферы возможных в данное время историй и образов, связанных с национальным самосознанием и национализмом. Оценивается связь между описанным Р. Козеллеком прогрессистским переломом в восприятии времени, когда происходит отрыв ожидания от опыта, и формированием национального самосознания в конце XVIII — XIX в., а также между описанным З. Бауманом постпрогрессистским переходом от «прочного» (solid) к «зыбкому» (liquid) времени и трансформацией национальной идентичности в многообразные формы коллективной самоидентификации, самопонимания и политики идентичности в конце XX — XXI вв. Рассматривается роль в этих процессах трансформации отношения ко времени воплощения смысла истории (кайрос): от неизменного, общего и эксклюзивного, связанного с жизненным путем Христа и идеей второго пришествия, до изменяющегося, множественного и экс-клюзивного (прогресс цивилизации в данной стране как кайрос) и далее, в условиях релятивизации понятия «цивилизация», до взаимодействующих инклюзивных смыслов времени, мультитемпоральности связанных или перекрестных историй, соответствующих разноуровневым способам самоидентификации населения (синаксис или со-бытие, соборное время). Именно эти темпоральные структуры создают предпосылки сначала для создания и укрепления национального самосознания, а затем для его размывания.
Ключевые слова «прочное» (solid) время, «зыбкое» (liquid) время, мультитемпоральность, кайрос, синаксис, самоидентификация, нация, методологический национализм, политика идентичности, глокализация, эксклюзивный, инклюзивный
Библиографический список

Бауман З. Ретротопия. М., 2019.

Ионов И. Н. Теория культурного трансфера Мишеля Эспаня и трансдисциплинарный анализ цивилизационных представлений // Общественные науки и современность. 2020. № 1. С. 148–163.

Гринфельд Л. Национализм. Пять путей к современности. М., 2008.

Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб., 2002.

Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004.

Брубейкер Р. Этничность без групп. М., 2012.

Як Б. Национализм и моральная психология общества. М., 2017.

Тиллих П. Кайрос // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 216–235.

Ионов И. Н. Игры со временем: российские образы «другой Европы» // Общественные науки и современность. 2019. № 4. С. 158–173.

Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М., 2007.

Бек У. Космополитическое мировоззрение. М., 2008.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М., 1994.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права, и общественных отношений. СПб., 2000.

Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 427–504.

Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.

Йордхайм Х. Множественное время и стратиграфии истории // Логос. 2021. Т. 31, № 4 (143). С. 95–118.  

Ионов И. Н. Мировая история в глобальный век: Новое историческое сознание. М., 2015.

Ионов И. Н. «Процесс цивилизации»: унификация поведения и диверсификация идентичностей // Феномен унификации в истории. М., 2019. С. 301–320.

Khondker H. H. Glocalization as Globalization: Evolution of a Sociological Concept // Bangladesh e-Journal of Sociology. 2004. Vol. 1, № 2. Р. 12–20.

Asmolov A. G. Psychology of Modernity: Challenges of Uncertainity, Complexity, and Diversity. URL: https://www.academia.edu/14510720/Psychology_of_Modernity_Challenges_of_ Uncertainity_Complexity_and_Diversity?auto=download (дата обращения: 15.03.2022).

 
Скачать в PDF