СМЕНА ТЕМПОРАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ И ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ОБРАЗЫ НАЦИОНАЛЬНОГО | |||
---|---|---|---|
Год | 2022 | Номер | 3(76) |
Страницы | 24-33 | Тип | научная статья |
УДК | 930.2 | ББК | 63.1(0) |
Авторы | Ионов Игорь Николаевич |
Рубрика | КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ГРАНИЦЫ ВОСПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИИ ПЕРЕНОСА |
Аннотация | В статье описывается и анализируется явление интерференции разных культурных практик, транслируемых в пространстве и времени: темпоральных режимов, образов времени как сферы возможных в данное время историй и образов, связанных с национальным самосознанием и национализмом. Оценивается связь между описанным Р. Козеллеком прогрессистским переломом в восприятии времени, когда происходит отрыв ожидания от опыта, и формированием национального самосознания в конце XVIII — XIX в., а также между описанным З. Бауманом постпрогрессистским переходом от «прочного» (solid) к «зыбкому» (liquid) времени и трансформацией национальной идентичности в многообразные формы коллективной самоидентификации, самопонимания и политики идентичности в конце XX — XXI вв. Рассматривается роль в этих процессах трансформации отношения ко времени воплощения смысла истории (кайрос): от неизменного, общего и эксклюзивного, связанного с жизненным путем Христа и идеей второго пришествия, до изменяющегося, множественного и экс-клюзивного (прогресс цивилизации в данной стране как кайрос) и далее, в условиях релятивизации понятия «цивилизация», до взаимодействующих инклюзивных смыслов времени, мультитемпоральности связанных или перекрестных историй, соответствующих разноуровневым способам самоидентификации населения (синаксис или со-бытие, соборное время). Именно эти темпоральные структуры создают предпосылки сначала для создания и укрепления национального самосознания, а затем для его размывания. | ||
Ключевые слова | «прочное» (solid) время, «зыбкое» (liquid) время, мультитемпоральность, кайрос, синаксис, самоидентификация, нация, методологический национализм, политика идентичности, глокализация, эксклюзивный, инклюзивный | ||
Библиографический список |
Бауман З. Ретротопия. М., 2019. Ионов И. Н. Теория культурного трансфера Мишеля Эспаня и трансдисциплинарный анализ цивилизационных представлений // Общественные науки и современность. 2020. № 1. С. 148–163. Гринфельд Л. Национализм. Пять путей к современности. М., 2008. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб., 2002. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004. Брубейкер Р. Этничность без групп. М., 2012. Як Б. Национализм и моральная психология общества. М., 2017. Тиллих П. Кайрос // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 216–235. Ионов И. Н. Игры со временем: российские образы «другой Европы» // Общественные науки и современность. 2019. № 4. С. 158–173. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М., 2007. Бек У. Космополитическое мировоззрение. М., 2008. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М., 1994. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права, и общественных отношений. СПб., 2000. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 427–504. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008. Йордхайм Х. Множественное время и стратиграфии истории // Логос. 2021. Т. 31, № 4 (143). С. 95–118. Ионов И. Н. Мировая история в глобальный век: Новое историческое сознание. М., 2015. Ионов И. Н. «Процесс цивилизации»: унификация поведения и диверсификация идентичностей // Феномен унификации в истории. М., 2019. С. 301–320. Khondker H. H. Glocalization as Globalization: Evolution of a Sociological Concept // Bangladesh e-Journal of Sociology. 2004. Vol. 1, № 2. Р. 12–20. Asmolov A. G. Psychology of Modernity: Challenges of Uncertainity, Complexity, and Diversity. URL: https://www.academia.edu/14510720/Psychology_of_Modernity_Challenges_of_ Uncertainity_Complexity_and_Diversity?auto=download (дата обращения: 15.03.2022). |
||
Скачать в PDF |