ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА «КАЛЕВАЛА» И ТРАДИЦИЯ РУНОПЕНИЯ В ДИСКУРСЕ НАСЛЕДИЯ И ПРАКТИКАХ ЕГО СОХРАНЕНИЯ | |||
---|---|---|---|
Год | 2022 | Номер | 3(76) |
Страницы | 65-73 | Тип | научная статья |
УДК | 398(480+470.22) | ББК | 63.5(4Фин+2Рос.Кар) |
Авторы | Мочалова Мария Алексеевна |
Рубрика | КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ГРАНИЦЫ ВОСПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИИ ПЕРЕНОСА |
Аннотация | В статье рассматривается эпическая поэма «Калевала» Э. Лённрота, созданная им на основе фольклорных текстов, и ее «первоисточник» — традиция рунопения — в контексте политик и практик сохранения нематериального наследия в Финляндии и Республике Карелии (РФ). Автор выявляет взаимосвязь этнической идентификации и объектов фольклорного наследия, а также рассматривает паттерны поведения различных акторов процесса его сохранения и (вос)производства. Кейс «Калевалы» и рунопения рассматривается в теоретической рамке, предложенной Л. Смит, согласно которой наследие можно описать как процесс взаимодействия заинтересованных сторон различных уровней: институционального (например, акторы национальной политики или ученые), общественного (профессиональные и этнические сообщества и их организации) и индивидуального (активисты). Тематически исследование объединяет три направления: изучение наследия, исследование этнической идентичности, рассмотрение политики памяти через фольклор. Статья основывается на материалах интервью, проведенных в ходе полевой работы в Хельсинки (Финляндия) и Петрозаводске (Республика Карелия, РФ), а также на информации общедоступных интернет-ресурсов. На примере различных практик взаимодействия с «Калевалой» и рунопением (издание рун, их исполнение, работа в рамках общественных организаций) автор рассматривает процесс, который Л. Смит называет «работой наследия». Автор приходит к выводу, что наследие в рамках данных примеров может рассматриваться как некая «индустрия ценностей», которая отражает тенденции рефлексивной модернизации общества. В этой связи наследие зачастую может становиться частью процесса «культурного экстрактивизма» для экономической, политической и других сфер. м | ||
Ключевые слова | наследие, фольклор, идентичность, культурная политика, политика памяти, рунопение, «Калевала» | ||
Библиографический список |
Smith L. Uses of heritage. London, 2006. Смит Л. «Зеркало наследия»: нарциссическая иллюзия или множество отражений? // Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). C. 27–44. Брубейкер Р. Этничность без групп. М., 2012. Анттикоски Э. Стратегии карельского языкового планирования в 1920-е и 1930-е гг. // В семье единой: национальная политика партии большевиков и ее осуществление на Северо-Западе России в 1920–1950-е годы. Петрозаводск, 1998. С. 207–222. Савич О. Ю. Основы национальной культурной политики в Карело-Финской ССР в 1940–1945 гг. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2007. № 2. С. 35–39. Мишин А. И. «Калевала» Элиаса Леннрота: от фольклорной поэзии к литературной поэме // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры: Материалы международной научной конференции, посвященные 160-летию полного издания «Калевалы». Петрозаводск, 2010. С. 11–27. Карху Э. Г. Предисловие // «Калевала», памятник мировой культуры: материалы научной конференции, посвященной 150-летию первого издания карело-финского эпоса. Карелия, 1986. С. 8–20. Бакулин Д. А. Предисловие к книге Дмитрия и Алексея Бакулиных «Сампо. Руны Похьёлы (Карельский эпос)». URL: https://www.proza.ru/2018/09/28/486 (дата обращения: 13.02.2022). Siikala A.-L. Transformation of the Kalevala Epic // Songs Beyond the Kalevala: transformations of oral poetry. Helsinki, 1994. P. 15–38. Иванова Л. И. Беломорская Карелия в биографиях карельских сказителей XIX в. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Т. 43, № 7. C. 97–106. Шнирельман В. А. Идентичность и политика постсоветской памяти // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2009. № 2. С. 209–230. Кастелс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М., 2002. Клементьев Е. И. Факторы этнической идентичности на примере карелов Карелии // Труды Карелького научного центра РАН. 2012. № 4. С. 144–152. Шабаев Ю. П. «Бунтующая этничность» на европейском севере России // Общественные науки и современность. 2006. № 3. С. 95–104. Суутари П., Давыдова-Менге О. Предисловие // Гибкие этничности: этнические процессы в Петрозаводске и Карелии в 2010-е годы. СПб., 2017. С. 72–105. Лорд А. Б. Сказитель. М., 1994. Storey J. Inventing popular culture: from folklore to globalization. Oxford, 2003. Hafstein V. Tr. Making Intangible Heritage: El Condor Pasa and Other Stories from UNESCO. Indiana, 2018. Kirshenblatt-Gimblett B. Theorizing Heritage // Ethnomusicology. 1995. Vol. 39, № 3. P. 367‒380. Bendix R. Life Itself: An Essay on the Sensory and the (Potential) End of Heritage Making // Traditiones. 2021. Vol. 50, № 1. P. 43–51. |
||
Скачать в PDF |