«ДНЕВНИК ИНОРОДЧЕСКОГО МИССИОНЕРА»: ЖИЗНЬ ВОCПИТАННИКОВ КАСЛИНСКОГО БАШКИРСКОГО ПРИЮТА В ЗАПИСКАХ ПРАВОСЛАВНОГО КЛИРИКА | |||
---|---|---|---|
Год | 2022 | Номер | 3(76) |
Страницы | 161-169 | Тип | научная статья |
УДК | 94(470.57)“18/19” | ББК | 63.3(235.55)53 |
Авторы | Дашкевич Людмила Александровна |
Рубрика | АКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ |
Аннотация | В статье анализируется воспитательная деятельность Каслинского башкирского приюта, созданного в 1891 г. Екатеринбургским комитетом Православного миссионерского общества. Источником для анализа послужил «Дневник инородческого миссионера», опубликованный в 1911–1913 гг. в епархиальной газете. Автором дневника является протоиерей Александр Степанович Миропольский, получивший образование в миссионерском отделении Казанской духовной академии. На основе дневника священника определена стратегия его образовательной и миссионерской деятельности. Миропольский, как и многие другие миссионеры, был уверен в благотворной силе христианских идей, истинность которых он пытался донести до воспитанников приюта. В полемических беседах с башкирскими детьми он старался опровергнуть сложившееся в мусульманской среде представление о христианстве как о суеверии и многобожии и доказать несостоятельность ислама. Результаты полемически-миссионерской работы Миропольского среди воспитанников приюта не были значительными. В дневнике миссионера рассказано лишь об одном случае обращения башкирского подростка в христианство. Выявлено, что православное духовенство Екатеринбургской епархии проводило очень осторожную политику по отношению к мусульманам своего региона. Несмотря на генеральную линию русификации и христианизации нерусских народов и обостренность полемической риторики миссионеров, никаких принудительных действий по обращению башкирских детей в православие не допускалось. Обучавшиеся в Каслинском приюте башкирские дети приобщались к русской культуре, сохраняя идентичность и веру своих отцов. | ||
Ключевые слова | русско-инородческое образование, аккультурация, миссионерство, ислам, Российская империя конца XIX — начала XX в., Урал | ||
Библиографический список |
Гафаров А. А., Гафаров А. Н. Колониальная аккультурация традиционного уклада мусульман Российской империи // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 17. С. 296–302. Дзалаева К. Р. Русификация Северного Кавказа в контексте интеграционной политики Российской империи во второй половине XIX — начале XX в. // Известия СОИГСИ. 2019. № 33 (72). С. 38–50. Любичанковский С. В. Политика аккультурации средствами просвещения исламских подданных Российской империи: исторический опыт Оренбургского края (середина XIX — начало XX вв.). Оренбург, 2018. Джераси Р. Окно на Восток: империя, ориентализм, нация и религия в России. М., 2013. Печерин А. В., Корсунова И. И. Литературное наследие уральского миссионера: памяти священномученика Александра Миропольского // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2013. Вып. 7, Т. 2. С. 227–234. «Миссионеру нельзя молчать об истине»: Жизнь и литературное наследие священномученика Александра Миропольского. Екатеринбург, 2018. Литературное наследие священномученика Александра Миропольского (1843–1918). Екатеринбург, 2018. Кн. 1. Ислам на Урале: энциклопедический словарь. М., 2009. Старостин А. Н. Мусульманское общество Среднего Урала в конце XIX — начале XX вв.: дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2010. Тихонов А. К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII — начале XX в. СПб., 2008. Круз Р. За пророка и царя. Ислам и империя в России и Центральной Азии. М., 2020. Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М., 2012. Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008. Нечаева М. Ю. Единение во имя Христа: Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX — начала XX веков. Екатеринбург, 2008. |
||
Скачать в PDF |