«ПРОЛЕТАРИЗАЦИЯ» В РАННЕСОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА | |||
---|---|---|---|
Год | 2023 | Номер | 1(78) |
Страницы | 65-73 | Тип | научная статья |
УДК | 94(571.16) “1920” | ББК | 63.3(285.3)612 |
Авторы | Степнов Алексей Олегович Некрылов Сергей Александрович |
Рубрика | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ |
Аннотация | В статье исследуются групповые границы внутри университетского сообщества Томска в контексте политики «пролетаризации» высшей школы СССР в 1920-е гг. Проект «пролетаризации» был направлен преимущественно на изменение социального состава как профессуры, так и студенчества. Обновление профессуры требовало более длительного времени, поэтому «пролетарское» студенчество мыслилось как не только предстоявшая смена научно-педагогических кадров, но и инструмент давления «снизу» на «старую» профессуру. Строгое противопоставление этих категорий внутри пространства вузов в целом характерно и для историографии. Исключение делается в основном в связи с пересмотром специфических качеств той или иной категории (к примеру, ревизионистская характеристика выдвиженцев как агентов консервативного поворота в 1930-е гг.). Однако демократические традиции «старой» профессуры, которая в Томском университете к тому же имела не совсем привычный для классических университетов предреволюционной России сословно-классовый состав, во многом определили толерантное отношение немалой ее части к «пролетарским» студентам. Подчеркивается, что и последние нередко распознавали «старых» профессоров как своих. Границы между «старой» профессурой и «красным» студенчеством оказались пластичны, а избираемые ими ролевые модели поведения носили ситуативный характер и зачастую не соответствовали ожидаемым стандартам. Фактически воображенные партийцами модели профессуры и студенчества оказались субстанционализированы. Наложение этих моделей на действительную карту идентичностей университетского микросоциума порождало сбой восприятия и атмосферу недоверия в сообществе, что стало одной из предпосылок мрачных реалий 1930-х гг. | ||
Ключевые слова | «пролетаризация» высшей школы, профессура, студенты, рабочий факультет (рабфак), советская Россия | ||
Библиографический список |
Fitzpatrick S. Education and Social Mobility in the Soviet Union, 1921–1934. Cambridge, 1979. Марков А. Р. Что значит быть студентом: работы 1995–2002 годов. М., 2005. Konecny P. Library Hooligans and Others: Law, Order, and Student Culture in Leningrad, 1924–38 // Journal of Social History. 1996. Vol. 30, № 1. P. 97–128. Профессора Томского университета: биографический словарь. Томск, 1998. Т. 2. McClelland J. C. Bolshevik Approaches to Higher Education, 1917–1921 // Slavic Review. 1971. Vol. 30, iss. 4. P. 818–831. Чанбарисов Ш. Х. Формирование советской университетской системы (1917–1938 гг.). Уфа, 1973. Купайгородская А. П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти (1917–1925 гг.). Л., 1984. David-Fox M. Revolution of the Mind: Higher Learning among the Bolsheviks, 1918–1929. Ithaca; London, 1997. Финкель С. Организованная профессура и университетская реформа в Советской России (1918–1922) // Власть и наука, ученые и власть: 1880-е — начало 1920-х гг. СПб., 2003. С. 173–184. Иванов К. В. Новая политика образования в 1917–1922 годах. Реформа высшей школы // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е гг.). М., 2012. С. 359–379. Чудинов Д. К. Из недавнего прошлого // Просвещение Сибири. 1927. № 10. С. 25–38. Косцова Л. В. Динамика состава сибирского студенчества в 20-е годы // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917–1941 гг.). Новосибирск, 1980. С. 219–248. Фицпатрик Ш. «Приписывание к классу» как система социальной идентификации // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период. Антология. Самара, 2001. С. 174–207. Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России XX века. М., 2011. Рожков А. Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. М., 2016. Андреев Д. А. Пролетаризация высшей школы: «Новый студент» как инструмент образовательной политики // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е гг.). М., 2012. С. 494–522. Красильников С. А., Пыстина Л. И. Ус Б. Л., Ушакова С. Н. Интеллигенция Сибири в первой трети XX века: статус и корпоративные ценности. Новосибирск, 2007. Профессора Томского университета. Биографический словарь. Томск, 1996. Т. 1. Некрылов С. А. Профессорско-преподавательский корпус Императорского Томского университета (1888 — февраль 1917 гг.): дис. … канд. ист. наук. Томск, 1999. Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884 года. М., 1976. Грибовский М. В. Профессорско-преподавательский корпус императорских университетов как социально-профессиональная группа российского общества. 1884 г. — февраль 1917 г.: дис. … д-ра ист. наук. Томск, 2018. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. Литвинов А. В. Профессорско-преподавательский корпус Томского университета (20–30-е гг. XX века): дис. … канд. ист. наук. Томск, 2002. Загорский Н. Классовая борьба в сибирских вузах. Новосибирск, 1929. |
||
Скачать в PDF |