Выпуск 1 (78)

«ПРОЛЕТАРИЗАЦИЯ» В РАННЕСОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Год 2023 Номер 1(78)
Страницы 65-73 Тип научная статья
УДК 94(571.16) “1920” ББК 63.3(285.3)612
Авторы Степнов Алексей Олегович
Некрылов Сергей Александрович
Рубрика ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ
Аннотация В статье исследуются групповые границы внутри университетского сообщества Томска в контексте политики «пролетаризации» высшей школы СССР в 1920-е гг. Проект «пролетаризации» был направлен преимущественно на изменение социального состава как профессуры, так и студенчества. Обновление профессуры требовало более длительного времени, поэтому «пролетарское» студенчество мыслилось как не только предстоявшая смена научно-педагогических кадров, но и инструмент давления «снизу» на «старую» профессуру. Строгое противопоставление этих категорий внутри пространства вузов в целом характерно и для историографии. Исключение делается в основном в связи с пересмотром специфических качеств той или иной категории (к примеру, ревизионистская характеристика выдвиженцев как агентов консервативного поворота в 1930-е гг.). Однако демократические традиции «старой» профессуры, которая в Томском университете к тому же имела не совсем привычный для классических университетов предреволюционной России сословно-классовый состав, во многом определили толерантное отношение немалой ее части к «пролетарским» студентам. Подчеркивается, что и последние нередко распознавали «старых» профессоров как своих. Границы между «старой» профессурой и «красным» студенчеством оказались пластичны, а избираемые ими ролевые модели поведения носили ситуативный характер и зачастую не соответствовали ожидаемым стандартам. Фактически воображенные партийцами модели профессуры и студенчества оказались субстанционализированы. Наложение этих моделей на действительную карту идентичностей университетского микросоциума порождало сбой восприятия и атмосферу недоверия в сообществе, что стало одной из предпосылок мрачных реалий 1930-х гг.
Ключевые слова «пролетаризация» высшей школы, профессура, студенты, рабочий факультет (рабфак), советская Россия
Библиографический список

Fitzpatrick S. Education and Social Mobility in the Soviet Union, 1921–1934. Cambridge, 1979.

Марков А. Р. Что значит быть студентом: работы 1995–2002 годов. М., 2005.

Konecny P. Library Hooligans and Others: Law, Order, and Student Culture in Leningrad, 1924–38 // Journal of Social History. 1996. Vol. 30, № 1. P. 97–128.

Профессора Томского университета: биографический словарь. Томск, 1998. Т. 2.

McClelland J. C. Bolshevik Approaches to Higher Education, 1917–1921 // Slavic Review. 1971. Vol. 30, iss. 4. P. 818–831.

Чанбарисов Ш. Х. Формирование советской университетской системы (1917–1938 гг.). Уфа, 1973.

Купайгородская А. П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти (1917–1925 гг.). Л., 1984.

David-Fox M. Revolution of the Mind: Higher Learning among the Bolsheviks, 1918–1929. Ithaca; London, 1997.

Финкель С. Организованная профессура и университетская реформа в Советской России (1918–1922) // Власть и наука, ученые и власть: 1880-е — начало 1920-х гг. СПб., 2003. С. 173–184.

Иванов К. В. Новая политика образования в 1917–1922 годах. Реформа высшей школы // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е гг.). М., 2012. С. 359–379.

Чудинов Д. К. Из недавнего прошлого // Просвещение Сибири. 1927. № 10. С. 25–38.

Косцова Л. В. Динамика состава сибирского студенчества в 20-е годы // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917–1941 гг.). Новосибирск, 1980. С. 219–248.

Фицпатрик Ш. «Приписывание к классу» как система социальной идентификации // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период. Антология. Самара, 2001. С. 174–207.

Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России XX века. М., 2011.

Рожков А. Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. М., 2016.

Андреев Д. А. Пролетаризация высшей школы: «Новый студент» как инструмент образовательной политики // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е гг.). М., 2012. С. 494–522.

Красильников С. А., Пыстина Л. И. Ус Б. Л., Ушакова С. Н. Интеллигенция Сибири в первой трети XX века: статус и корпоративные ценности. Новосибирск, 2007.

Профессора Томского университета. Биографический словарь. Томск, 1996. Т. 1.

Некрылов С. А. Профессорско-преподавательский корпус Императорского Томского университета (1888 — февраль 1917 гг.): дис. … канд. ист. наук. Томск, 1999.

Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884 года. М., 1976.

Грибовский М. В. Профессорско-преподавательский корпус императорских университетов как социально-профессиональная группа российского общества. 1884 г. — февраль 1917 г.: дис. … д-ра ист. наук. Томск, 2018.

Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991.

Литвинов А. В. Профессорско-преподавательский корпус Томского университета (20–30-е гг. XX века): дис. … канд. ист. наук. Томск, 2002.

Загорский Н. Классовая борьба в сибирских вузах. Новосибирск, 1929.

 
Скачать в PDF