Выпуск 1 (78)

ПЕСНЯ-ЗАКЛИНАНИЕ «КОМАРИНОГО ШАМАНА» (КРОВОСОСУЩИЕ НАСЕКОМЫЕ В КУЛЬТУРЕ НЕНЦЕВ И ОБСКИХ УГРОВ)
Год 2023 Номер 1(78)
Страницы 104-113 Тип научная статья
УДК 397(571.1) ББК 63.5(253.3)
Авторы Перевалова Елена Валерьевна
Рубрика ЭТНОИСТОРИЯ: ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация В статье рассматривается отношение ненцев и обских угров к кровососущим насекомым. Двукрылых (комара, мошку, мокреца, слепней) и бескрылых (вошь) кровососущих насекомых ненцы и обские угры относят к Нижнему миру. В фольклоре их появление связывается с ведьмой Парнэ и другими представителями темных миров (подземелья, лесной чащи, водной пучины), пепел которых превращается в гнус и разносится по ветру. Комарные годы становятся настоящим испытанием для жителей тундры и тайги. В фольклоре описание встреч с кровососущими близко к риторике войны. Насекомые оказываются схожи с человеком своим поведением и видом (носят меховые и железные одежды), однако подчеркивается и их инакость (например, через сравнение с враждебными соседями). В представлении лесных ненцев ежегодно исполняемая песня-заклинание с обрядом жертвоприношения «комариному шаману» дает возможность хоть как-то повлиять на численность вылетающих во время цветения багульника насекомых. Считается, что регулирование кровососущих, докучающих людям и оленям, под силу ненецким шаманам, чьи костюмы украшались металлическими отливками насекомых (оводов и их личинок). Археологические находки на севере Западной Сибири металлических фигурок кровососущих насекомых свидетельствуют о древности осоого отношения к ним. Можно говорить об их более широкой включенности в структуру мироздания самоедов, чем обских угров (названия летних месяцев, существование рода Ненянг (Комар), фольклорный сюжет с наказанием человека за неуважительное отношение к кровососущим, использование изображений в качестве духов-помощников шаманов и в погребальном обряде). Вместе с тем широкое распространение разных фольклорных сюжетов с участием насекомых у обских угров и находок фигурок оводов (причисляемых к кровососущим) на археологических памятниках Нижнего Приобья позволяет утверждать, что это довольно древний пласт культуры населения Западной Сибири.
Ключевые слова ненцы, обские угры, Северо-Западная Сибирь, кровосоущие насекомые, традиционная культура, обряд, фольклор
Библиографический список

Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.

Адаев В. Н. Насекомые в традиционных представлениях ненцев и хантов // Самодийцы. Материалы IV Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2001. С. 174–176.

Адаев В. Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев. Тюмень, 2007.

Перевалова Е. В., Карачаров К. Г. Река Аган и ее обитатели. Екатеринбург; Нижневартовск, 2006.

Виндл М., Дудек Ш., Пиезонка Х. (Не)видимый третий лишний: насекомые, паразиты и их значение для археологии взаимодействий человека и оленя // Люди и животные: парадоксы взаимоотношений: материалы международной конференции. СПб., 2021. С. 249–250.

Кухарчук Л. П. Кровососущие комары (Diptera, Culicidae) Сибири. Систематика. Новосибирск, 1980.

Патрушева В. Д. Мошки Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1982.

Ситников П. С. Гнус // Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 2000. Т. 1. С. 229.

Ситников П. С. Слепни // Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 2000. Т. 3. С. 116.

Ольшванг В. Н. Оводы // Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: в 3-х т. Тюмень, 2004. Т. 2. С. 241.

Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Томск, 1995. Т. 2.

Турутина П. Г. Шаман и его бубен: Традиции, обряды и легенды лесных ненцев. Новосибирск, 2011.

Приходько М., Приходько О. Хомани. Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды. Русско-нещанский словарь. СПб., 2002.

Хомич Л. В. Религиозные культы у ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977. С. 5–28. (Сборник МАЭ; Т. 33).

Мифология хантов. Томск, 2000. (Энциклопедия уральских мифологий; Т. 3).

Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Томск, 1994. Т. 1.

Васильев В. И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М., 1979.

Квашнин Ю. Н. Вавлё Ненянг (опыт обобщения материалов и составления родословной) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 3 (30). С. 135–145.

Сусой Е. Г. Увековечить память и имя Вавлё (аули) Ненянга // Красный Север. 1987. 18 дек.

Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М., 1970.

Харючи Г. П. Вавлё Ненянг (Ваули Пиеттомин). Историко-этнографические очерки. СПб., 2018.

Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты. СПб., 2001.

Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985.

Шатилов М. Б. Ваховские остяки: Этнографические очерки. Тюмень, 2000.

Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок. Ханты-Мансийск, 1990.

Харючи Г. П. Природа в традиционном мировоззрении ненцев. СПб., 2012.

Адаев В. Н. Летний экологический календарь ямальских ненцев (на примере одной семьи) // Словцовские чтения-97. Тюмень, 1997. С. 120–123.

Сусой Е. Г. Экологический календарь ямальских ненцев (лето) // Ямальский меридиан. 1993. № 4. С. 63–66.

Перевалова Е. В. И не шаман, и не этнограф (этническая идентичность в музейных коллекциях) // Уральский исторический вестник. 2019. № 4 (65). С. 108–115.

Хомич Л. В. Коллекции МАЭ по этнографии ненцев // Собрания Музея антропологии и этнографии АН СССР. 1980. С. 49–56. (Сборник МАЭ; Т. 35).

Хомич Л. В. Ненцы. СПб., 1995.

Хомич Л. В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX — начала XX в.). Л., 1981. С. 5–41.

Зеленый Яр: археологический комплекс эпохи средневековья в Северном Приобье. Екатеринбург; Салехард, 2005.

Зыков А. П., Кокшаров С. Ф. Древний Эмдер. Екатеринбург, 2001.

Бауло А. В. Древняя бронза из этнографических комплексов и случайных сборов. Новосибирск, 2011. 

 
Скачать в PDF