Выпуск 2 (79)

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИЦ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Год 2023 Номер 2(79)
Страницы 77-86 Тип научная статья
УДК 94(2)“1914/1918” ББК 63.3(2)534
Авторы Сердюк Владимир Александрович
Рубрика ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В ВОЙНАХ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Аннотация В статье показана динамика численности женщин, трудившихся на железных дорогах Российской империи в годы Первой мировой войны. На основе анализа делопроизводственной документации гражданских и военных властей приведены сравнительные статистические данные о количестве, процентном соотношении и должностях, которые занимали женщины на железных дорогах в довоенное время (в 1913 г.) и на фронтовых и тыловых железных дорогах в период боевых действий (с 1914 по 1917 гг.). Автором установлено, что начальная фаза изменения кадровой политики Министерства путей сообщения и местных управлений железных дорог в пользу привлечения большего количества женщин на железнодорожную службу датируется второй половиной 1915 г. Изменения в кадровой политике в первую очередь были вызваны мобилизацией в ряды армии запасных чинов и ратников ополчения 1 и 2 разрядов, многие из которых до этого трудились на железных дорогах. Изначально рассматриваемая Министерством путей сообщения как временная и вынужденная мера, тенденция замены ушедших на фронт мужчин женщинами приобрела устойчивый характер в 1916 г., в результате чего сфера приложения труда женщин в железнодорожном деле постоянно расширялась. В статье делается вывод об общероссийской тенденции постепенного расширения сферы применения труда женщин на железных дорогах, демонстрируется рост абсолютной численности железнодорожниц, что обусловливалось потребностями военных и гражданских властей в годы Первой мировой войны.
Ключевые слова Российская империя, Первая мировая война, железные дороги, железнодорожницы, труд женщин
Библиографический список

Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы первой мировой войны. М., 1973.

Букин Б. Железные дороги в мировую войну и их ближайшие задачи в подготовке страны к обороне // Война и революция. 1926. № 3. С. 100–118.

Рашин А. Г. Формирование рабочего класса России: историко-экономические очерки. М., 1958.

Минц Л. Е. Статистика численности и состава рабочей силы на железнодорожном транспорте в России // Очерки по истории статистики СССР. М., 1960. С. 116–130.

Бочанова Г. А. К вопросу о численности и составе служащих Сибирской железной дороги накануне Первой мировой войны // Бахрушинские чтения. Новосибирск, 1971. Вып. 2. С. 102–113.

Земеров Б. И. Динамика численности и профессиональной структуры железнодорожников Сибири в период империализма // Рабочие Сибири в период империализма. Из истории Сибири. Томск, 1974. Вып. 14. С. 24–40.

Мирончук В. Д. Численность и состав Екатерининской железной дороги (1900–1914 гг.) // Рабочий класс Приднестровья. Формирование, традиции, социальный облик. Днепропетровск, 1989. С. 98–103.

Лилина З. И. Солдаты тыла (женский труд во время и после войны). Пг., 1918.

Рязанова А. Женский труд. М.; Л., 1926.

Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис. М., 2014.

Хобта А. В. Женщины на железнодорожном транспорте: от «интеллигентного» труда к профессиональному образованию // Вульфов А. Б. История железных дорог Российской империи: все-таки строить! М., 2016. С. 551–556.

Heywood A. Women Workers in Wartime Tsarist Russia, 1914–17: Hiring Policy in the Railroad Industry // Women and Gender in Russia’s Great War and Revolution 1914–22. Bloomington, IN, 2022. P. 17–52.

Kulikov V. The Hundred Largest Employers in the Russian Empire, circa 1913 // Business History Review. 2017. Vol. 91, iss. 4. P. 735–765.

Головин Н. Н. Военные усилия России в мировой войне. Париж, 1939. Т. 1.

Шмуккер М. М. Очерки финансов и экономики железнодорожного транспорта России за 1913–1922 годы (в связи с общими экономическими явлениями жизни страны). М., 1923.

Оськин М. В. Государственное ополчение в период первой мировой войны // Вопросы истории. 2013. № 6. С. 142–152.

 
Скачать в PDF