ОТНОСИТЕЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ АТРИБУТАЦИИ ОДНОГО ТИПА СРОСТКИНСКОЙ ПОЯСНОЙ ГАРНИТУРЫ | |||
---|---|---|---|
Год | 2023 | Номер | 2(79) |
Страницы | 146-150 | Тип | научная статья |
УДК | 904(470.5) | ББК | 63.444(235.55) |
Авторы | Боталов Сергей Геннадьевич Грудочко Иван Валерьевич |
Рубрика | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
Аннотация | Осенью 2021 г. на Южном Урале был открыт средневековый памятник Актюба. В результате исследований обнаружен жертвенный комплекс, состоящий из богато украшенной упряжки с полиметаллическими (серебро, золото) накладками в венгерском (карпатском) стиле, а также пояс, состоящий из пряжки и накладок алтайского (сросткинского) стиля. Последующая картография подобных материалов указывает на то, что они получают распространение в памятниках венгерского типа, располагающихся полосой от Алтая до Карпатской котловины. Радиоуглеродное датирование комплекса сросткинского и карпатского стилей на могильниках Уелги и Актюба позволило определить, что они сосуществуют в Южном Зауралье в пределах IX в., то есть до исхода венгров на новую Родину. В этой связи авторы приходят к выводу, что, возможно, карпатский стиль является новой особой изобразительной концепцией, в основу которой взяты идеи и изобразительные сюжеты Саяно-Алтая. Он представляет собой некую переосмысленную и художественную переработку все той же растительной орнаментации, в основу которой входят цветы, листья, бутоны и плоды Древа жизни, а также сюжеты антропоморфной и зооморфной буддийско-несторианской семантики. Из этого вытекает предположение, что зарождение венгерских изобразительных мотивов происходило не в Карпатской котловине, а в контактной зоне, которой стало Южное Зауралье, под прямым воздействием переселенцев из районов Саяно-Алтая. При этом производственные и сырьевые ресурсы Южного Урала отнюдь не уступают алтайским месторож дениям. В этой связи не случаен тот факт, что непосредственное микширование этих стилей происходит в недрах погребального комплекса Уелги и Актюба. | ||
Ключевые слова | Южное Зауралье, Уелги, Актюба, сросткинская культура, манихейство, синкретизм | ||
Библиографический список |
Боталов С. Г., Таиров А. Д., Грудочко И. В., Газизова С. Р., Парунин А. В. Актюба — новый мадьярский комплекс в Южном Зауралье // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Пермь, 2021. Вып. 19. С. 84–90. Король Г. Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. М.; Кемерово, 2008. Король Г. Г., Наумова О. Б. Художественный металл у кочевников (Центральная Азия рубежа I–II тыс.). М., 2017. Gáll E., Szenthe G. The Problem of “Structural Integration”. A Case Study of the 9th–10th Century Burials (Graves 49 and 50) at Hortobágy — Arkus // Materiale şi cercetări arheologice (serie nouă). 2020. № 16. P. 181–197. Кызласов Л. Р. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1998. № 3. С. 3–35. László K. Eastern Religious Motifs on the Belt Mounts of Subotsi Group, Kushnarenkovo Culture and Lomovatovo Culture // Археология Евразийских степей. 2018. № 6. С. 136–149. A honfoglaló magyarság: kiállítási katalógus. Budapest, 1996. Mesterházy K. Pántkarperecek a magyar honfoglalás korából // Két világ határán: Természet- és társadalomtudományi tanulmányok a 70 éves Költő László tiszteletére. Kaposvár, 2018. P. 187–230. |
||
Скачать в PDF |