ОШИБКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1866–1875 гг.) | |||
---|---|---|---|
Год | 2023 | Номер | 2(79) |
Страницы | 151-159 | Тип | научная статья |
УДК | 94(2)“1866/1875” | ББК | 63.3(2)522-06 |
Авторы | Нефедов Сергей Александрович |
Рубрика | АКТУАЛЬНЫЕ ДИСКУССИЯ И СУЖДЕНИЯ |
Аннотация | Статья посвящена выяснению причин экономического отставания России, проявившегося в 1825–1875 гг. В этом контексте важное значение имеет анализ экономической политики в 1866–1875 гг., когда она осуществлялась под преимущественным влиянием министра финансов М. Х. Рейтерна. В этот период реализовалась программа ускоренного строительства железных дорог на концессионных началах. Исходной причиной принятия программы была необходимость стабилизации курса рубля путем масштабной стимуляции экспорта. Другим мотивом была военная угроза со стороны западных держав в период польского кризиса 1863–1865 гг. Автор показывает, что главным недостатком программы была излишняя поспешность в ее реализации. Эта поспешность обусловила ориентацию на импорт железнодорожного оборудования, в связи с чем были открыты ворота для свободной торговли. В то время как на Западе строительство железных дорог было мощным стимулом для развития промышленности, российская промышленность была фактически лишена этого стимула. Автор подсчитывает и сравнивает расходы на импорт оборудования и на заказы в России. Ошибкой Рейтерна было предположение, что концессионеры со временем начнут пополнять железнодорожный фонд, из которого выдавались кредиты на строительство дорог. В конечном счете недостаток средств для импорта вынудил министра финансов сменить курс, и с 1875 г. были приняты энергичные меры для замещения импорта путем предоставления заказов русским заводам. Однако время было потеряно, и отставание России от стран Запада усилилось. | ||
Ключевые слова | Россия, ХIX век, экономическая отсталость, экономические реформы, железнодорожное строительство, промышленность, свобода торговли | ||
Библиографический список |
Аджемоглу Д., Робинсон Дж. А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М., 2016. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе. М., 2015. Соловьева A. M. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX века. М., 1975. Нефедов С. А. О формировании феномена экономического отставания России в первой половине XIX века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2021. Т. 37, вып. 3. С. 489–509. Нефедов С. А. Экономическая политика и железнодорожное строительство в правление Александра II (1855–1865) // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2022. Т. 24, № 1. С. 165–180. Мачерет Д. А. Создание сети железных дорог и экономический рост // Мир транспорта. 2011. Т. 9, № 1 (34). С. 164–169. Чернуха В. Г. Программная записка министра финансов М. Х. Рейтерна // Вспомогательные исторические дисциплины. 1978. Т. 10. С. 269–284. Кокорев В. А. Экономические провалы. М., 2005. Динамика экономического и социального развития России в XIX — начале ХХ вв. URL: http://hist.msu.ru/Dynamics/ (дата обращения: 13.06.2021). Неклюдов Е. Г. Уральские заводчики во второй половине XIX — начале XX века: владельцы и владения. Екатеринбург, 2013. Шумкин Г. Н. Государственное горнозаводское хозяйство Урала середины 1850-х — начала 1870-х гг.: динамика производства и причины приватизации // Российская история. 2020. № 5. С. 59–76. Лисянский А. С. Основание Юзовского завода // История СССР. 1964. № 5. С. 150–159. |
||
Скачать в PDF |