Выпуск 2 (79)

МИССИОНЕРСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА УРАЛЬСКОМ СЕВЕРЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.
Год 2023 Номер 2(79)
Страницы 178-187 Тип научная статья
УДК 94(470.5)“18/19” ББК 63.3(235.55)53
Авторы Дашкевич Людмила Александровна
Рубрика ПОЛИТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Аннотация В статье анализируется деятельность школ грамоты, созданных Екатеринбургским епархиальным комитетом Православного миссионерского общества в Верхотурском уезде Пермской губернии: рассмотрены их финансовое и материально-техническое обеспечение, методы учебно-воспитательной работы, уровень образовательной подготовки педагогов. Для утверждения православия среди оседлых манси Комитет создал четыре школы — в деревнях Лаче (1887 г.), Лопаевой (1888 г.), Митяевой (1890 г.), Петровой (1891 г.). Вогульские школы грамоты работали по программе церковно-приходских училищ, которая включала изучение следующих предметов: закона Божьего, церковно-славянской грамоты, русского языка и чтения гражданской печати, арифметики, чистописания, церковного пения. Обучение длилось три года и велось на русском языке. Главными задачами церковных школ были «пробуждение в детях искренней любви к церкви Божией и развитие в их душах религиозного чувства». Миссионеры были уверены в благотворной и привлекательной силе христианских идей, способной обратить в православие язычников и «иноверцев». Правительство, поддерживая миссионерские школы, видело в них средство к распространению русского языка и интеграции нерусских народов империи в единое экономическое и культурное пространство. В 1907 г. миссионерские школы грамоты были переданы в ведомство Екатеринбургского епархиального училищного совета. В Лачинской школе грамоты в это время числилось 20 учащихся (10 мальчиков и 10 девочек), в Митяевской — 10 (6 мальчиков и 4 девочки), в Лопаевской — 28 (19 мальчиков и 9 девочек), в Петровской — 23 (16 мальчиков и 7 девочек). В ходе школьной реформы начала XX в. все эти школы были закрыты — сохранилась только Петровская, которую доукомплектовали учащимися и преобразовали в церковно-приходскую школу. Попытки Екатеринбургского отделения Православного миссионерского общества организовать школы для обучения детей манси-кочевников окончились неудачей.
Ключевые слова русско-инородческое образование, аккультурация, миссионерство, Российская империя конца XIX — начала XX в., Урал
Библиографический список

Чагин Г. Н. Народы и культуры Урала. XIX–XXI вв. Екатеринбург, 2015.

Антонова Н. Л., Третьяков А. В., Гурарий А. Д. и др. Этноконфессиональные отношения в региональном социуме: история и современность. Екатеринбург, 2022.

Главацкая Е. М. Православная колонизация и изменение религиозного ландшафта Урала в XVIII в. // Уральский исторический вестник. 2009. № 2 (23). С. 101–108.

Главацкая Е. М., Беспокойный А. В. Православие и традиционная религиозность манси в конце XIX — начале XX в.: перекрестки культурного взаимодействия // Уральский исторический вестник. 2013. № 2 (39). С. 47–55.

Слезкин Ю. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера. М., 2019.

Нечаева М. Ю. Единение во имя Христа: православные общественные организации Среднего Урала середины XIX — начала XX веков. Екатеринбург, 2008.

Ефремова У. П. Церковно-приходские школы Урала в 1884–1917 гг. Екатеринбург, 2015.

 
Скачать в PDF