Выпуск 3 (80)

СТОЛИЧНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЕКАТЕРИНБУРГА (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XXI в.)
Год 2023 Номер 3(80)
Страницы 17-27 Тип научная статья
УДК 94(470.5)“18/20”:711.4 ББК 63.3(235.55)53
Авторы Бугров Константин Дмитриевич
Рубрика 300 ЛЕТ ЕКАТЕРИНБУРГУ
Аннотация Статья посвящена анализу феномена региональных столиц России на примере Екатеринбурга. Понятие столицы рассматривается в единстве трех параметров: самоидентификации города как регионального центра, экономического роста и формирования столичной социально-коммунальной инфраструктуры благополучия. Автор показывает, что складывание представлений о столичной идентичности Екатеринбурга как центра Уральского региона, развернувшееся со второй половины XIX в., было следствием экономического роста города, основанного первоначально на развитии железнодорожного транспорта, науки и культуры и ставшего результатом своеобразного исторического везения Екатеринбурга, регулярно оказывавшегося в эпицентре крупных проектов индустриальной модернизации XX в. (Урало-Кузнецкий комбинат, освоение нефтегазовых богатств Западной Сибири). Вместе с тем вплоть до второй половины XX в. столичные амбиции и укрепление хозяйственного положения не конвертировались в современную, столичную инфраструктуру. Формирование инфраструктуры городского благополучия пришлось на 1960–1980-е гг., когда объемы жи¬лищного строительства достигли пиковых показателей, а исторический центр города был переосмыслен как ценное культурное наследие. Именно историко-культурное прошлое стало важным фактором в сохранении городом позиций влиятельного регионального центра даже в условиях стагнации индустриального сектора его экономики.
Ключевые слова региональная столица, Екатеринбург, индустриализация, урбанизация, сохранение культурного наследия, инфраструктура благополучия
Библиографический список

Назукина М. В., Подвинцев О. Б. Столичные амбиции как отражение регионализации современной России // Антиномии. 2009. № 9. С. 290–302.

Мкртчян Н. В. Региональные столицы России и их пригороды: особенности миграционного баланса // Известия РАН. Серия географическая. 2018. № 6. С. 26–38.

Мазур Л. Н. Особенности демографического развития Екатеринбурга в конце XIX — начале XXI в. // Уральский исторический вестник. 2022. № 3 (76). С. 131–143.

Лексин В. Н. «Региональные столицы» в экономике и социальной жизни России // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 84–93.

Лексин В. Н. Города власти: административные центры России // Мир России. Социология. Этнология. 2009. Т. 18, № 1. С. 3–33.

Вендина О. И., Колосов В. А. Где находится столица Юга России? // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2004. № 2 (33). С. 52–77.

Соболева Е. Г., Дуреко Е. Ю. Ключевые смыслы «Екатеринбург — третья столица» в федеральном и региональном медийных дискурсах // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. Т. 138, № 2. С. 100–106.

Голикова С. В. Горнозаводской субстрат уральского областничества // Studia Culturae. 2016. Вып. 1 (27). С. 165–176.

Микитюк В. П. Екатеринбургское купечество: проблема преемственности (вторая половина XIX — начало XX в.) // Уральский исторический вестник. 2021. № 3 (72). С. 135–143.

Микитюк В. П. Братья Макаровы // Восьмые Татищевские чтения: материалы региональной научной конференции. Екатеринбург, 2010. С. 281–284.

Гаврилов Д. В. Транспорт горнозаводского Урала XVIII — начала XX веков: процессы модернизации и регионализации // Урал в прошлом и настоящем: материалы научной конференции. Екатеринбург, 1998. Ч. 1. С. 224–228.

Зорина Л. И. Уральское общество любителей естествознания. 1870–1929. Из истории науки и культуры Урала. Екатеринбург, 1996.

Главацкий М. Е. Рождение Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2000.

Михеев М. В. Урал в системе межрегиональной конкуренции в период сталинизма (1930–1940-е гг.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24, № 1. С. 66–72.

Бугров К. Д. Соцгорода Большого Урала. Екатеринбург, 2018.

Крылов П. М., Требушкова И. Е. Проблемы развития грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом Свердловской области: экономико-географические аспекты // Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 69–84.

Комар И. В. Свердловск. М., 1954.

Водичев Е. Г. В технологическом тупике: отраслевая наука на востоке СССР во второй половине 1940‑х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 139–147.

Бугров К. Д., Киселев М. А., Маштакова Л. В. Становление опорного края. Индустриальный Урал в мобилизационной культуре 1930–1940-х гг. Екатеринбург, 2022.

Сперанский А. В. Культура Урала как важнейший фактор Великой Победы // Вестник культуры и искусства. 2005. № 1. С. 6–10.

Мамяченков В. Н. Ликвидация барачного жилья в контексте улучшения жилищных условий населения Свердловской области в 1960–1980-х гг. // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: материалы Десятой юбилейной всероссийской научной конференции: в 2 т. Екатеринбург, 2011. Т. 2. С. 126–130.

Литовская М. А., Некрасова Ю. С. «Не узнал бы прадед город свой»: образ Екатеринбурга/Свердловска в литературе Урала второй половины 1940-х гг. // Уральский исторический вестник. 2021. № 1 (70). С. 97–104.

Панов П. Г. Свердловск в настоящем и будущем. Свердловск, 1954.

Крючков М. Т., Конов А. А. Новое железнодорожное строительство на Урале и в Западной Сибири в 1956–1991 годах // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2012. № 2. С. 171–176.

Никитин Д. И. Перевод черной металлургии Урала с угля на природный газ в 1960-х годах // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 24 (379). С. 173–177.

Михеев М. В. Урал — Печора: несостоявшийся проект территориальной реорганизации советской экономики // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2015. № 10 (496). С. 172–183.

Пахомов В. П., Логинов В. Г. Уральский Север: эволюция изучения и хозяйственного освоения // Экономика региона. 2007. № S4. С. 164–178.

Берсенёв В. Л., Литовский В. В. Пространственные аспекты экономических исследований на Урале // Пространственная экономика. 2011. № 2. С. 127–136.

Михеев М. В., Шумкин Г. Н. Вопрос об Обь-Урало-Беломорской железной дороге, в связи с новыми обстоятельствами последнего времени // Социально-экономическая история Урала XVIII–XX вв.: проблемы и решения: сборник научных статей и материалов памяти Е. Ю. Рукосуева. Екатеринбург, 2021. С. 280–290.

Липовцева И., Михеев М., Мельников Н., Сарапулова А. Просвет. История становления и развития уральской энергосистемы в 1920–1950-е гг. Екатеринбург, 2017.

Корнилов Г. Е. Свердловск в период демографического благополучия (1959–1989 гг.) // Глобальные вызовы демографическому развитию. Екатеринбург, 2022. С. 132–145.

Никитин Л. В. Квадратные метры успеха: сравнительная динамика жилищного строительства в крупных городах Урала (1960–2000-е гг.) // Проблемы российской истории. 2010. № 1 (10). С. 409–431.

Алферов Н. С., Белянкин Г. И., Козлов А. Г., Коротковский А. Э. Свердловск (строительство и архитектура). М., 1980.

Бугров К. Д. Рабочий или интеллигентский? Основные социально-культурные модели развития советского Свердловска 1930–1980-х гг. // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4 (37). С. 64–77.

Букин В. П., Пискунов В. А. Свердловск. Перспективы развития до 2000 года. Свердловск, 1982.

Подчивалов Е. Ф. Первопроходцы огневых дел. Свердловск, 1989.

Грамолин А. И., Коридоров Э. А., Силин Я. П. Екатеринбург — Свердловск — Екатеринбург. История городской власти (1920–2005). Екатеринбург, 2005.

Никитин Л. В. Банковские столицы постсоветского Урала: первые шаги, падения и взлеты (1988–2008 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 16 (154). С. 151–159. 

 
Скачать в PDF