Выпуск 4 (81)

ТЕМА КОЛОНИЗАЦИИ В РОМАНЕ КЕДРА МИТРЕЯ «ТЯЖКОЕ ИГО»
Год 2023 Номер 4(81)
Страницы 52-56 Тип научная статья
УДК 82-3 ББК 83.3(2)
Авторы Шибанов Виктор Леонидович
Рубрика ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ КОЛОНИЗАЦИИ
Аннотация Статья посвящена проблеме колонизации севера Удмуртии, раскрытой на примере антицерковного романа Кедра Митрея «Тяжкое иго». Кедра Митрей (Дмитрий Иванович Корепанов, 1892–1949) изображает процесс христианизации в качестве одного из главных инструментов колонизации удмуртов в XIX в. Местные жители перенимают у переселенцев навыки обработки земли, обустройства избы, удмурты и русские образуют межнациональные семьи. Удмуртский крестьянин Дангыр и русский священник Иларий являются ключевыми образами в романе. Дангыр отрицательно относится к строительству новой второй церкви, так как Иларий использует большую часть ресурсов в личных корыстных целях. В то же время Дангыр тянется к грамоте, не отказываясь от языческой веры, крестится и учится русскому языку в церковной школе. Автор романа «Тяжкое иго» симпатизирует Дангыру, но и поп Иларий, задуманный как отрицательный персонаж, начинает раскрываться как сложная и противоречивая фигура. Иларий для выполнения своей православной миссии учит удмуртский язык, знакомится с верой и обычаями местного населения, временно освобождает крестившихся крестьян от уплаты налогов. По мнению Кедра Митрея, интеграция в российское пространство является для удмуртов большим благом. Но царская политика, направленная на насильственную христианизацию и не реагирующая на произвол местных чиновников, чаще всего оборачивается злом и становится «тяжким игом» для народа.
Ключевые слова удмуртская литература, Кедра Митрей, роман «Тяжкое иго», колонизация, христианизация, художественное пространство
Библиографический список

Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006.

Kolars W. Russia and her Colonies. London, 1952.

Моро Ж.-Л. Панорама удмуртской литературы // Н. С. Кузнецов. Из мрака… Ижевск, 1994. С. 395–402.

Очерки истории удмуртской советской литературы. Ижевск, 1957.

Ермаков Ф. К. Путь удмуртской прозы. Ижевск, 1975.

Арекеева С. Т., Литовская М. А. Кедра Митрей: тип творческого поведения // Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности. Екатеринбург; Ижевск; Сыктывкар, 2014. С. 457–486.

Зубков К. И. Новая региональная парадигма и дискурс колонизации // Уральский исторический вестник. 2021. № 4 (73). С. 71–78.

Лашкевич А. В., Шибанов В. Л. Глобализация и межкультурная коммуникация // Вестник Удмуртского университета. 2002. Вып. 7. С. 63–80.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Зуева А. С. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций. Ижевск, 1997.

Домокош П. История удмуртской литературы. Ижевск, 1993. 

 
Скачать в PDF