ТЕМА КОЛОНИЗАЦИИ В РОМАНЕ КЕДРА МИТРЕЯ «ТЯЖКОЕ ИГО» | |||
---|---|---|---|
Год | 2023 | Номер | 4(81) |
Страницы | 52-56 | Тип | научная статья |
УДК | 82-3 | ББК | 83.3(2) |
Авторы | Шибанов Виктор Леонидович |
Рубрика | ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ КОЛОНИЗАЦИИ |
Аннотация | Статья посвящена проблеме колонизации севера Удмуртии, раскрытой на примере антицерковного романа Кедра Митрея «Тяжкое иго». Кедра Митрей (Дмитрий Иванович Корепанов, 1892–1949) изображает процесс христианизации в качестве одного из главных инструментов колонизации удмуртов в XIX в. Местные жители перенимают у переселенцев навыки обработки земли, обустройства избы, удмурты и русские образуют межнациональные семьи. Удмуртский крестьянин Дангыр и русский священник Иларий являются ключевыми образами в романе. Дангыр отрицательно относится к строительству новой второй церкви, так как Иларий использует большую часть ресурсов в личных корыстных целях. В то же время Дангыр тянется к грамоте, не отказываясь от языческой веры, крестится и учится русскому языку в церковной школе. Автор романа «Тяжкое иго» симпатизирует Дангыру, но и поп Иларий, задуманный как отрицательный персонаж, начинает раскрываться как сложная и противоречивая фигура. Иларий для выполнения своей православной миссии учит удмуртский язык, знакомится с верой и обычаями местного населения, временно освобождает крестившихся крестьян от уплаты налогов. По мнению Кедра Митрея, интеграция в российское пространство является для удмуртов большим благом. Но царская политика, направленная на насильственную христианизацию и не реагирующая на произвол местных чиновников, чаще всего оборачивается злом и становится «тяжким игом» для народа. | ||
Ключевые слова | удмуртская литература, Кедра Митрей, роман «Тяжкое иго», колонизация, христианизация, художественное пространство | ||
Библиографический список |
Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006. Kolars W. Russia and her Colonies. London, 1952. Моро Ж.-Л. Панорама удмуртской литературы // Н. С. Кузнецов. Из мрака… Ижевск, 1994. С. 395–402. Очерки истории удмуртской советской литературы. Ижевск, 1957. Ермаков Ф. К. Путь удмуртской прозы. Ижевск, 1975. Арекеева С. Т., Литовская М. А. Кедра Митрей: тип творческого поведения // Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности. Екатеринбург; Ижевск; Сыктывкар, 2014. С. 457–486. Зубков К. И. Новая региональная парадигма и дискурс колонизации // Уральский исторический вестник. 2021. № 4 (73). С. 71–78. Лашкевич А. В., Шибанов В. Л. Глобализация и межкультурная коммуникация // Вестник Удмуртского университета. 2002. Вып. 7. С. 63–80. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М., 1995. Зуева А. С. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций. Ижевск, 1997. Домокош П. История удмуртской литературы. Ижевск, 1993. |
||
Скачать в PDF |