Выпуск 4 (81)

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ И ОБРАЗ АФРИКИ В БРИТАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1945–1960 гг.
Год 2023 Номер 4(81)
Страницы 57-65 Тип научная статья
УДК 791.43 ББК 85.37(4Вел)
Авторы Гаврилов Антон Сергеевич
Рубрика ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ КОЛОНИЗАЦИИ
Аннотация Кинофильмы создаются в конкретных исторических условиях, испытывают на себе влияние окружающей действительности, господствующей системы ценностей, перерабатывают их и проецируют на экран. Так, довоенное британское кино, впитав идеологический фон конца XIX в., рассказывало о «бремени белого человека» в далеких уголках империи, например в Африке. В нем отразились представления англичан о «черном континенте» как об опасном месте, населенном жестокими дикарями, и другие стереотипы. Но Вторая мировая война и подъем национально-освободительного движения в колониях нанесли ощутимый удар по прежней имперской идеологии, вынудив британских политиков разрабатывать и продвигать новые концепции внутриимперских отношений. В статье мы ставим следующие задачи: выяснить, как начавшийся процесс деколонизации в 1945–1960 гг. повлиял на идеологическое содержание британских фильмов об империи, как в связи с этим изменились подходы к визуальной репрезентации колонизированного «другого» и как эти перемены воспринимались зрительской аудиторией. На примере сюжетов нескольких послевоенных фильмов автор показывает, как новая риторика о Содружестве наций и партнерстве и актуальные события, связанные с освобождением континента из-под власти британцев, повлияли на изображение Африки в художественных фильмах. Делается вывод, что, несмотря на наличие рудиментов прежних идеологических установок, в британском кино стали заметны попытки смягчить тон повествования и представить Африку и африканцев в более благородном свете.
Ключевые слова Африка, деколонизация, образ, кинематограф, Британия, империя, идеология
Библиографический список

 Shohat E., Stam R. Unthinking Eurocentrism: Multiculturalism and the Media. London; New York, 1994.

Postcolonial Cinema Studies. London; New York, 2012.

Postcolonial Film. History, Empire and Resistance. London; New York, 2014.

Stam R. Spence L. Colonialism, Racism, and Representation: An Introduction // Screen. 1983. Vol. 24, no. 2. P. 2–20.

Young L. Fear of the Dark: “Race”, Gender and Sexuality in the Cinema. London, 1995.

Genre, Gender, Race and World Cinema: An Anthology. Oxford, 2006.

Richards J. Visions of Yesterday. London, 1973.

MacKenzie J. Propaganda and Empire: The Manipulation of British Public Opinion, 1880–1960. Manchester, 1984.

Chapman J. Cull N. J. Projecting Empire: Imperialism and Popular Cinema. London; New York, 2009.

Burns J. Cinema and Society in the British Empire, 1895–1940. New York, 2013.

Cowans J. Empire Films and the Crisis of Colonialism, 1946–1959. Baltimore, Md., 2015.

Трофимова О. С. Тема личности и империи в английском кинематографе 1930–80-х гг.: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2004.

Ибраев Е. Е. Образы Британской империи XIX–XX веков в английском художественном кинематографе: 1920–1990-е гг.: дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2017.

Голубкина С. Е. Образы «черной» Африки и колониального администратора в фильмах по мотивам рассказов Э. Уоллеса «Сандерс с реки» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 1 (3). С. 271–278.

Волков Е. В., Пономарева Е. В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. 2012. № 10 (269). С. 22–26.

Глеб М. В. Имперская идея в Великобритании (вторая половина XIX в.). Минск, 2007.

Dunn K. Lights... Camera... Africa: Images of Africa and Africans in Western Popular Films of the 1930s // African Studies Review. 1996. Vol. 39, № 1. Р. 149–175.

Landy M. British Genres: Cinema and Society, 1930–1960. New Jersey, 1991.

Ukadike N. F. Black African Cinema. Berkeley; Los Angeles, 1994.

Хахалкина Е. В. Великобритания и проблемы интеграции, безопасности и деколонизации во второй половине 1940-х — начале 1960-х гг. Томск, 2017.

Geraghty C. British Cinema in the Fifties: Gender, Genre and the ‘New Look’. London; New York, 2002.

Richards J. Imperial heroes for a post-imperial age: films and the end of empire // British Culture and the End of Empire. Manchester, 2001. Р. 128–145.

Johnstone S. R. A Special Relationship: The British Empire in British and American Cinema, 1930–1960: PhD dissertation. University of Warwick, 2013.

Porter V. The Robert Clark Account: Films released in Britain by Associated British Pictures, British Lion, MGM, and Warner Bros., 1946–1957 // Historical Journal of Film, Radio and Television. 2000. Vol. 20, № 4. P. 469–511.

Webster W. “There’ll Always Be an England”: Representations of Colonial Wars and Immigration, 1948–1968 // Journal of British Studies. 2001. Vol. 40, iss. 4. P. 557–584.

Maingard J. South African National Cinema. London; New York. 2007.


 
Скачать в PDF