Выпуск 4 (81)

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930-е гг. (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО ИНСТИТУТА)
Год 2023 Номер 4(81)
Страницы 96-105 Тип научная статья
УДК 94(571.13)“1930” ББК 63.3(253.3)614
Авторы Кабакова Наталья Васильевна
Рубрика НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ УРАЛА И СИБИРИ В XIX–XXI ВВ
Аннотация Статья посвящена рассмотрению особенностей функционирования советского научного сообщества в области высшего технического образования в 1930-е гг. В качестве примера подобной деятельности представлен Сибирский автомобильно-дорожный институт. В период индустриализации в СССР существенно вырос запрос на научные исследования, особенно в сферах, имевших приоритетное значение для модернизации страны. Одновременно стал формироваться научный сектор, построенный по отраслевому принципу и связанный с производством. Научная политика с ее ярко выраженным утилитарным характером находилась в сфере пристального внимания партийно-государственных структур. Модернизационные вызовы отразились и на высшем техническом образовании. Требовалось не только увеличить количество институтов, которые будут готовить кадры для экономики, но и создавать в этих учебных заведениях научные секторы, связанные с производством. На крупных партийных форумах ставились задачи качественной перестройки вузов, упорядочивания научного труда, внедрения планового принципа в научно-исследовательскую работу. Такая политика обусловила появление автодорожных институтов, переданных в ведение ГУШосДора при НКВД СССР. Единственным вузом подобного профиля, созданным в восточной части страны, стал Сибирский автомобильно-дорожный институт, открытый в 1930 г. в Омске. Этому учебному заведению пришлось начинать свою деятельность в сложных условиях, поскольку существовали многочисленные проблемы, связанные с набором штатов, организацией учебной и научной работы. Профессорско-преподавательский состав начального этапа истории института выглядел разнородно в области квалификации и опыта работы в высших учебных заведениях. Несмотря на трудности первого десятилетия функционирования СибАДИ, в вузе удалось организовать научную деятельность, направленную на реализацию народно-хозяйственных задач.
Ключевые слова научно-исследовательская деятельность, индустриализация, высшие технические учебные заведения, Сибирский автомобильно-дорожный институт, профессорско-преподавательский состав
Библиографический список

 Поляков Л. В. Методология исследования российской модернизации // Полис. Политические исследования. 1997. № 3. С. 5–15.

Побережников И. В. Модернизация: теоретико-методологические подходы // Экономическая история. Обозрение. М., 2002. Вып. 8. С. 146–168.

Побережников И. В. Модернизации в истории России: направления и проблемы изучения // Уральский исторический вестник. 2017. № 4 (57). С. 36–45.

Водичев Е. Г. Наука и высшая школа: дихотомия мобилизационной парадигмы // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 3, ч. 1. С. 58–78.

Лахтин Г. А. Организация советской науки: история и современность. М., 1990.

Власть и интеллигенция в сибирской провинции. У истоков советской модернизации. 1926–1932. Новосибирск, 1999.

Власть и интеллигенция в сибирской провинции (1933–1937 годы). Новосибирск, 2004.

Власть и интеллигенция в сибирской провинции. Новосибирск, 2013.

Долгова Е. А. Была ли наука «коммунистической»? Из статистики научных кадров в 1929–1937 гг. // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8, № 1. С. 113–123.

Долгова Е. А. Научное сообщество конца 1910-х — первой половины 1930-х гг.: теоретические подходы в исторической ретроспективе // Стены и мосты VII. Междисциплинарность: что от историка требует, что дает и чего лишает? М., 2019. С. 112–122.

Бикбулатова Г. Г., Чернявская Н. К. Омский государственный аграрный университет и Русское географическое общество — столетие в лицах // Национальные приоритеты России. 2018. № 2 (29). С. 17–46.

Бударин М. Е., Николаев П. Ф., Самосудов В. М. Омский государственный педагогический университет (1932–2000): исторический очерк. Омск, 2000.

Гусев А. И. Начало академической науки на Урале (1932–1939 гг.) // Вопросы истории естествознания и техники. 2014. Т. 35, № 2. С. 25–53.

Колоколов А. А., Лизунов В. В., Пономарева Г. П., Соловьев А. А. Омский научно-образовательный комплекс и объединения ученых в предвоенные годы // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 59–68.

Степнов А. О., Некрылов С. А. «Пролетаризация» в раннесоветской высшей школе: опыт Томского университета // Уральский исторический вестник. 2023. № 1 (78). С. 65−73.

Алексеева Тамара Васильевна, выпускники кафедры «ПТТМ и гидропривод». Омск, 2013.

Исаенко М. В., Андреева Е. В., Перфильев М. С. Люди и годы: история факультета «Автомобильные дороги и мосты» в фотографиях, фактах, воспоминаниях и в биографиях людей, 1930–2020 годы. Омск, 2020.

Кабакова Н. В. Исторический портрет преподавателей и студентов СибАДИ: 1930-е гг. // Архитектура, строительство, транспорт: материалы международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). Омск, 2015. С. 1652–1658.

Очерки истории СибАДИ. Омск, 2000.

Первая Всесоюзная конференция по планированию научно-исследовательской работы. М., 1931.

Смык А. Ф. История становления советских автодорожных институтов // Актуальные проблемы истории естественно-математических и технических наук и образования. Елабуга, 2014. С. 219–222.

Дробышев Ф. М. К 10-летию Сибирского автодорожного института им. В. В. Куйбышева // Труды Сибирского автодорожного института им. В. В. Куйбышева. Омск, 1941. Вып. 5. С. 3–12.

Сборник научно-исследовательских работ. Омск, 1935. Вып. 1.

Сборник научно-исследовательских работ. Омск, 1935. Вып. 2.

Сборник научно-исследовательских работ. Омск, 1937. Вып. 3, ч. 1.

Сборник научно-исследовательских работ. Омск, 1937. Вып. 3, ч. 2.

 
Скачать в PDF