О ПРИЧИНАХ ОТСТАВАНИЯ УРАЛЬСКОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД | |||
---|---|---|---|
Год | 2024 | Номер | 1(82) |
Страницы | 91-98 | Тип | научная статья |
УДК | 94(470.5)“1860/1875” | ББК | 63.3(235.55)522 |
Авторы | Нефедов Сергей Александрович |
Рубрика | СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ |
Аннотация | Статья посвящена рассмотрению причин отставания России в процессе Великой дивергенции. В этой связи важную роль играет анализ факторов, обусловивших замедленное развитие тяжелой промышленности в 1860–1875 гг., в период интенсивного строительства железных дорог. Во всех странах Запада строительство железных дорог давало мощный импульс развитию тяжелой промышленности, но в России этого не произошло. Среди причин этого явления обычно указывают ограниченность лесных ресурсов, которые могла использовать древесноугольная металлургия Урала, трудности с транспортировкой продукции, невозможность конкуренции с дешевым английским металлом в условиях беспошлинного импорта. В статье демонстрируется, что эти причины не были главными. Как показал прогресс уральской металлургии в конце XIX в., при условии экономного использования лесных ресурсов было достаточно. При ближайшем рассмотрении оказывается, что, несмотря на трудности доставки и относительно высокую цену, уральские рельсы из высококачественного металла были более выгодными в эксплуатации, нежели английские. Причина, по которой уральские заводы получали мало заказов, лежала вне рыночной экономики и заключалась в искажении концессионной системы коррупционными влияниями. Концессионеры, пользуясь отсутствием контроля, завышали сметную стоимость дороги, затем строили дорогу «вчерне», используя самые дешевые английские рельсы, и зачисляли сэкономленные средства в свой доход. | ||
Ключевые слова | Великая дивергенция, промышленная отсталость, металлургия Урала, производство рельсов, концессионная система | ||
Библиографический список |
Мендельсон Л. А. Теория и история экономических кризисов и циклов. М., 1959. Т. 2. Соловьева A. M. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX века. М., 1975. Соловьева А. М. Промышленная революция в России в ХIХ в. М., 1990. Гиндин И. Ф. К вопросу об экономической политике царского правительства в 60–80-х годах XIX в. // Вопросы истории. 1959. № 5. С. 60–75. Алексеев В. В., Гаврилов Д. В. Металлургия Урала с древнейших времен до наших дней. М., 2008. Тарасов Р. С. Деятельность Комиссии для изыскания средств к развитию железного производства в России: к вопросу о состоянии черной металлургии и таможенной политики середины XIX века: дис. … канд. ист. наук. Саранск, 2006. Семенов Л. С. Россия и Англия: экономические отношения в середине XIX в. Л., 1975. Шумкин Г. Н. Топливно-энергетические ресурсы черной металлургии Урала в конце XIX — начале ХХ вв. (по материалам «Сборников статистических сведений горнозаводской промышленности России» 1882–1911 гг.) // Genesis: исторические исследования. 2019. № 9. С. 55–70. Кокорев В. А. Экономические провалы. М., 2005. Мильман Э. М. История первой железнодорожной магистрали Урала: 70–90 годы ХIХ века. Пермь, 1975. Кончаков Р. Б. П. Г. Дервиз и «провинциалы» в деле строительства Рязано-Козловской железной дороги // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2011. № 13 (108). С. 126–133. Гавлин М. Л. Из истории российского предпринимательства: династия фон Мекк. М., 2000. |
||
Скачать в PDF |