ЭТНОГРАФИЯ УЛИЦЫ У ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА | |||
---|---|---|---|
Год | 2024 | Номер | 2(83) |
Страницы | 53-61 | Тип | научная статья |
УДК | 39(=943.44) | ББК | 63.5(=635) |
Авторы | Медведев Владислав Валентинович |
Рубрика | ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И УРАЛА |
Аннотация | Доместицированные объекты чувашей Башкортостана и сопредельных территорий: поселения, жилища и хозяйственные постройки, — являются значимой составляющей традиционных представлений о пространстве. На примере данных объектов наглядно видно, как воспроизводятся условия, создающие систему жизнеобеспечения, взаимосвязанную с природно-географическим ландшафтом, социокультурным и социально-экономическим состоянием населения. К поселениям, жилищам и хозяйственным постройкам человек демонстрирует личностное (особенное) отношение. Прежде всего речь идет о традициях строительного дела, сложившихся на протяжении столетий, а также религиозно-обрядовых воззрениях, проецируемых на доместицированные объекты и отражающих мировоззренческие представления. В статье представлены фактологические подтверждения существования устойчивых связей между чувашами, проживающими на этнической территории расселения, и чувашами, переселившимися в другие регионы. Трансформация выразилась в развитии и модернизации поселений, в традициях строительства жилища и хозяйственных построек, а также в этнографии улицы. Деревенское пространство было активно задействовано в цикле семейной обрядности — в свадебных, родильных и похоронно-поминальных действиях. Улица поселения служила для общения и обмена новостями, на ней жители принимали решения о проведении обрядовых мероприятий или созыве помочи. Перекресток улицы и переулка, как центральная площадь населенного пункта, также часто являлся местом сбора и общения. Новации, связанные с новыми условиями природно-географического ландшафта, межэтническими взаимодействиями, законодательством и административной регламентацией, в совокупности демонстрируют особенности изучаемого региона. Сочетание традиционного и нового в этнической культуре презентует синтез исторической памяти и новаций. | ||
Ключевые слова | чуваши, традиционная культура, Башкортостан, поселения, улица, доместицированное пространство, религиозные обряды | ||
Библиографический список |
Ягафова Е. А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII — начало XX вв.). Чебоксары, 2007. Медведев В. В. Доместицированные объекты чувашей Республики Башкортостан и сопредельных территорий. СПб., 2020. Ягафова Е. А. Чуваши-мусульмане в XVIII — начале XXI вв. Самара, 2009. Никольский Н. В. Краткий курс по этнографии чуваш. Чебоксары, 1928. Вып. 1. Иванов Л. А. Поселения и жилища чувашского населения Прикамского Заволжья и Южного Урала // Вопросы истории Чувашии. Ученые записки. Чебоксары, 1965. Вып. 29. С. 184–211. Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Чебоксары, 1989. Петров И. Г. Чуваши Башкортостана (Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры). Уфа, 1994. Теория и методология исторической науки: Терминологический словарь. М., 2014. Соколовский С. В. Как исследовать науку и современную материальную культуру? // Этнографическое обозрение. 2011. № 5. С. 5. Захарова Е. Ю. Тбилисская улица как среда мужской социализации // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. Т. 2, № 1. С. 182–204. Байдуж М. И., Доронин Д. Ю. Антрополог на большой магистрали: исследование Профсоюзной улицы в Москве // Фольклор и антропология города. 2019. Т. 2, № 3–4. С. 208–219. Данилко Е. С. Татары в этнически смешанных поселениях Урало-Поволжья: особенности межкультурных взаимодействий // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 54. Ягафова Е. А., Петров И. Г. Религиозные практики чувашей: традиции и их трансформация. Самара, 2023. Салмин А. К. Система религии у чувашей. СПб., 2007. Медведев В. В. Предметы-апотропеи в традициях чувашей // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). Вып. 38. С. 144–149. |
||
Скачать в PDF |