Выпуск 2 (83)

КАРЫМЫ — ФЕНОМЕН МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ МЕТИСАЦИИ РУССКИХ И БУРЯТ НА ЮГО-ВОСТОКЕ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
Год 2024 Номер 2(83)
Страницы 121-128 Тип научная статья
УДК 39:94(571.5)“16/20” ББК 63.5(253.5)
Авторы Жамбалова Сэсэгма Гэндэновна
Рубрика РУССКИЕ В ИНОЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
Аннотация В статье на основе полевых, архивных, литературных и электронных источников раскрывается феномен одной из групп межэтнической метисации русских и бурят на юго-востоке Восточной Сибири — карымов, оседлых инородцев. Идиографический и компаративистский методы позволили рассмотреть тему с имперского периода до настоящего времени. С конца XVII в. регион стал ареной взаимодействия двух народов, рас, языковых семей, культур и разных религий. Номадический опыт бурят предоставил культурные рецепции для адаптации русских. Выявлено, что имперская политика в отношении карымов, с одной стороны, поддерживала целесообразную внутреннюю изоляцию традиционного бурятского и русского социумов, а с другой — осуществляла поэтапную аккультурацию части крещеных бурят, благодаря межэтническому браку перешедших к оседлому образу жизни. Выделены три этапа в становлении идентичности карымов. Первый, имперский — формирование межэтнической группы инородцев, карымов, с особыми правами и обязанностями, ведущих оседлый образ жизни крестьянина-земледельца, чаще при Степных думах. Пограничное положение, пространственная и социальная изоляция сформировали этническую группу, имеющую общее происхождение, культуру, язык и самосознание. Второй этап — получение в советское время многими карымами возможности обоснованно идентифицировать себя русскими. Третий этап — стремление в XXI в. русских потомков карымов официально заявить о себе как о субэтносе народа. Рассмотрено соотношение понятий «карым» и «метис», доказана их неоднозначность. Слово «метис» указывает на пограничный антропологический тип, на фенотип индивида. Карымы — феномен межэтнической метисации русских и бурят на юго-востоке Восточной Сибири, результат одного из направлений российской колонизационной политики, способствовавшей стабилизации этнополитической и демографической ситуации.
Ключевые слова юго-восток Восточной Сибири, русские, буряты, карымы, субэтнос, культурные рецепции, феномен, межэтническая метисация, аккультурация, ассимиляция
Библиографический список

Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И. Карымы и метисы в Бурятии: маргинальные люди и/или культурные посредники // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23, № 4. С. 204–232.

Бураева О. В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII–XIX вв. Улан-Удэ, 2000.

Карбаинов Н. И. Карымы и ясачные в Иркутской губернии и Забайкальской области в конце XIX века: численность этноконфессиональных групп и их сословная структура // Историческая демография. 2019. № 1 (23). С. 27–31.

Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И. Карымы и семейские в Бурятии: трансформации этнического фронтира // Ab imperio. 2020. № 3. С. 115–156.

Жамбалова С. Г., Игауэ Н. Калейдоскоп: этнографические картинки XX — начала XXI в. в устных рассказах народов Бурятии. Улан-Удэ, 2010.

Базаров Б. В., Плеханова А. М., Нолев Е. В. Республика Бурятия в панораме 100-летия: исторические вехи и достижения // Монголоведение (Монгол судлал). 2023. Т. 15, № 1. С. 115–128.

Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX–XX вв.). Новосибирск, 2000.

Татарникова А. И. Повседневная жизнь крестьян в экстремальных условиях переселения в Сибирь (конец XIX — начало XX вв.) // Genesis: исторические исследования. 2018. № 9. С. 1–13. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27250 (дата обращения: 05.12.2023).

Бураева О. В. Особенности адаптации русского этноса в Байкальском регионе // Вестник Бурятского научного центра СО РАН . 2011. № 1 . С. 41–49.

Куприянова И. В. Взаимодействие русских старообрядцев с аборигенами Алтая как колонизационный ресурс // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2019. № 2 (20) . С. 77–81.

Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. № 4. С. 3–26.  

 
Скачать в PDF