Выпуск 2 (83)

РУССКИЙ УЧИТЕЛЬ В КАРЕЛЬСКОЙ ДЕРЕВНЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ И АДАПТАЦИИ
Год 2024 Номер 2(83)
Страницы 129-137 Тип научная статья
УДК 94(470.22)“18/19” ББК 63.3(235.1)53
Авторы Илюха Ольга Павловна
Рубрика РУССКИЕ В ИНОЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
Аннотация В настоящей статье ставится задача показать сферы, в которых происходила инкультурация русских учителей в карельском сельском социуме конца XIX — начала XX в., в период быстрого роста этой профессиональной группы. Учителя наряду с другими представителями формировавшейся сельской интеллигенции — священниками, фельдшерами, агрономами, а также работниками сельской администрации составляли этнодисперсную группу русских на территории Карелии. Начинающему учителю, осуществлявшему культрегерскую, цивилизующую миссию, предстояло вписаться в местный социум, добиться понимания и доверия карельских крестьян в целях решения школой задачи укрепления позиций православия, усиления роли русского языка и просвещения карельского населения, завоевания его лояльности путем «мягкой силы» в противовес насильственной русификации. На этом пути реализовывались различные персональные стратегии, полюсами которых можно считать, с одной стороны, дистанцирование от местных жителей, дезадаптацию и социальную деформацию, с другой стороны, рецепцию культурных особенностей карелов и инкультурацию, становившиеся основой процесса адаптации. Принятие местных табу и поведенческих правил, освоение карельского языка, корректировка школьной педагогики с учетом базовых народных представлений о воспитании детей — типичные составляющие социальной и профессиональной адаптации учителя в карельской деревне. С опорой на отчеты учителей и школьных инспекторов, учительские публикации в печати, записки путешественников и другие источники показано, что в быту происходило стихийное, в значительной мере ситуативное заимствование элементов этнической культуры, тогда как в профессиональной сфере передовые педагоги осознанно учитывали местную культурную специфику, результатом чего стала, в частности, корректировка школьного календаря и дисциплинирующих практик в школе.
Ключевые слова история России, Карелия, межкультурные контакты, история школы, история повседневности, профессиональная адаптация учителя
Библиографический список

Коровушкин Д. Г. Очерки этнокультурной адаптации поздних переселенцев в Западной Сибири. Новосибирск, 2006.

Русские в Евразии XVII–XIX вв. Миграции и социокультурная адаптация в иноэтнической среде. М., 2008.

Зуев А. С. Русские на крайнем северо-востоке Сибири в XVII — начале XX века: динамика, направления и результаты этнокультурной адаптации в иноэтничной среде // Сибирь и Русский Север. Проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий (XVII — начало XXI века). Новосибирск, 2014. С. 55–87.

Черных А. В., Вайман Д. И. Особенности взаимодействия немецкого населения Урала с другими этносами (конец XIX — первая треть ХХ вв.) // Проблемы социо- и психолингвистики. 2012. № 16. С. 36–41.

Слащинина А. П. Российская имперская система образования в деколониальной перспективе // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13, № 1. С. 54–61.

Железнякова Ю. Е. Земская школа Казанской губернии: 1865–1917 гг. Казань, 2005.

Зубков И. В. Российское учительство. Повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916. М., 2010.

Гуркина Н. К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. СПб., 2014.

Жуковская Т. Н., Калинина Е. А. Русские учителя и учительницы в карельской деревне XIX — начала XX века: стратегии адаптации // Женщины и мужчины в миграционных процессах прошлого и настоящего. Материалы XII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. Калининград, 2019. С. 242–245.

Пулькин М. В. Обрусение в XIX — начале XX вв.: специфические черты процесса (по материалам Европейского Севера России) // Studia Humanitatis. 2017. № 1. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_28960142_72811257.pdf (дата обращения: 15.11.2023).  

Блейх Н. О. Просветительская стратегия Российской державы на Северном Кавказе в отношении мусульман (60– 90-е годы XIX в.) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2021. T. 13, № 3. С. 36–45.

Шерайзина Р. М., Александрова М. В., Ефлова З. Б. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 466. С. 190–201.

«Краткое изложение очень сложной и большой темы»: лекция Кирилла Васильевича Чистова (д. Васильево, о. Кижи). Записано старшим научным сотрудником музея-заповедника «Кижи» Р. Б. Калашниковой 14 июня 1997 г. (комментарий и подготовка к публикации Е. А. Мельниковой) // Кунсткамера. 2021. № 1 (11). С. 43–59.

Конкка А. П. Феномен карсикко-залази на Русском Севере // Вестник антропологии. 2023. № 2. С. 22–34.

Щепанская Т. Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. 6, № 1. С. 139–161.

Любичанковский С. В. Политика аккультурации средствами просвещения исламских подданных Российской империи: исторический опыт Оренбургского края (середина XIX — начало XX в.). Оренбург, 2018.

Оленев И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкою Мурманской железной дороги. Гельсингфорс, 1917.

Илюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX — начале XX вв. СПб., 2007.

Народы Карелии. Историко-этнографические очерки. Петрозаводск, 2019.

Клементьев Е. И., Рягоев В. Д. Некоторые особенности этнокультурного развития карельского народа (до начала ХХ в.) // Этнография Карелии. Петрозаводск, 1976. С. 45–103.

Sparre L. Kalevalan kansaa katsomassa — muistiinpanoja Kauko-karjalan retkeltä v. 1892. Porvoo, 1930.

Абросимова Д. Д. Публикации А. Д. Георгиевского: фольклорные материалы в статьях 1899–1905 гг. // Федосовские чтения. Материалы научно-практической краеведческой конференции. Петрозаводск, 2017. С. 56–65.

Кучепатов Н. Г. Выдающийся карельский педагог Кузьма Иванович Дмитриев // Труды Карело-Финского учительского института. Петрозаводск, 1948. Т. 1. С. 26–68.

Илюха О. П. Повседневная жизнь сельских учителей и школьников Карелии в конце XIX — начале ХХ века. Петрозаводск, 2010.

 
Скачать в PDF