Выпуск 2 (83)

ПОВЕСТВОВАНИЯ О СМЕРТИ БОГОХУЛЬНИКОВ В ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЯХ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ЭМОЦИЙ
Год 2024 Номер 2(83)
Страницы 185-193 Тип научная статья
УДК 94(47)“18/19”:82-97 ББК 63.3(2)53+86.372.24-12
Авторы Бушуева Анна Андреевна
Рубрика ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
Аннотация В статье рассмотрены особенности рассказов, опубликованных в церковных журналах конца ХIХ — начала ХХ в., о «чудесной» смерти — каре богохульников. Историографический пробел в этой области определяет новизну работы. В основу исследовательской методологии легли модель «эмоционального процесса» Н. Фрайды и Б. Месквито, концепция «публичных образов чувствования» К. Гирца («эмоциональных матриц» А. Л. Зорина) и концепция текстовых «эмоциональных сообществ» Б. Розенвейн. Нарративное однообразие рассказов о «каре Божьей», их жесткие жанровые рамки, принадлежность сообществу авторов и читателей из духовного сословия позволили выделить в них стабильные эмоциональные структуры. Во-первых, богохульство истолковано как форма «эмоционального» преступления, выделены характерные черты богохульника как субъекта эмоций: это носитель деструктивных переживаний, неспособный контролировать разрушительные для него и социально опасные чувства (гнев, злобу, ненависть), склонный к неблагочестивому веселью, дерзкий. Во-вторых, богохульник рассмотрен как объект эмоций религиозного «моралиста», в роли которого выступал автор (рассказчик) истории и, как предполагалось, должен был выступить читатель текста: они ощущали неприязнь к грешнику, отчуждение от него, удовлетворенность гибельным исходом его преступления. В-третьих, исследованы формы выражения ключевой для жанра эмоции — страха (ужаса), предложена трехмерная модель ее анализа: страх жертвы «Божьего суда», страх очевидцев «чуда», страх автора — комментатора и публикатора.
Ключевые слова история эмоций, русская православная церковь, епархиальные ведомости, церковная публицистика, богохульство, танатология
Библиографический список

Российская империя чувств: подходы к культурной истории эмоций. М., 2010.

Захарова Я. Международная научная конференция «Сквозь слезы: русская эмоциональная культура» (ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, «Новое литературное обозрение, 25–26 ноября 2022 г.) // Новое литературное обозрение. 2023. № 2. С. 379–384.

Мильчина В. Российская научная конференция «(Авто)биографическая печаль: эмоции в личных нарративах и исследовательских практиках XVI–XXI веков» (ШАГИ РАНХиГС, 30 сентября — 1 октября 2022 г.) // Новое литературное обозрение. 2023. № 2. С. 400–413.

Голикова С. В. Кликушество: эмоции и власть (по материалам Урала XIX — начала XX в.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2009. № 4. С. 52–59.

Кобозева З. М. Мещанское сословие г. Самары в пространстве власти и повседневности (вторая половина XIX — начало XX в.), или Рассказ о «душе с повинностями». Самара, 2013.

Зорин А. Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века. М., 2016.

Аксенов В. Б. Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914–1918). М., 2020.

Аксенов В. Б. Война патриотизмов. Пропаганда и массовые настроения в России периода крушения империи. М., 2023.

Булдаков В. П. Эмоциональные нарративы Гражданской войны в России (провинциальная газетная поэзия, 1918–1920 гг.) // Гражданская война в России: жизнь в эпоху социальных экспериментов и военных испытаний, 1917–1922: материалы международного коллоквиума. СПб., 2020. С. 199–210.

Годунов К. В. Первая годовщина революционного Октября: к вопросу об особенностях эмоционального режима периода Гражданской войны // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2022. № 1 (56). С. 112–121.

Стейнберг М. Пролетарское воображение. Личность, модерность, сакральное в России, 1910–1925. СПб., 2022.

Рожков А. Ю. Эмоциональные переживания юного арестанта ОГПУ (Краснодар, 1928 г.) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 6-1. С. 95–103.

Макарова Н. Н. Эмоциональное сообщество и повседневная жизнь учителей Магнитогорска (1929–1941 годы) // Новейшая история России. 2020. Т. 10, № 1. С. 168–182.

Амосова А. А. Советская элита Ленинграда 1950–1956 годов: эмоциональные аспекты служебной повседневности // Новейшая история России. 2020. Т. 10, № 3. С. 667–684.

Плампер Я. История эмоций. М., 2018.

Шеваренкова Ю. М. Легенды-былички как жанровая разновидность фольклорной легенды // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Филология. 2003. № 1. С. 52–57.

Штырков С. А. Наказание святотатцев: фольклорный мотив и нарративная схема // Труды факультета этнологии. СПб., 2001. Вып. 1: Фольклористика. С. 198–210.

Стрелкова О. С. Жанр рассказа о чудесах на страницах Курской духовной периодики XIX — начала XX вв. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6 (44). С. 253–259.

Нетужилов К. Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 7, № 21-1. С. 174–182.

Валитов А. А. История Тобольских епархиальных ведомостей // Труды Тобольской Духовной семинарии. Тобольск, 2011. Вып. 2. С. 48–56.

 
Скачать в PDF