ИНСТИТУТ БАБЧЕСТВА В ОДНОМ КОСТРОМСКОМ АРЕАЛЕ: ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ | |||
---|---|---|---|
Год | 2024 | Номер | 2(83) |
Страницы | 16-23 | Тип | научная статья |
УДК | 39(470.317) | ББК | 63.5(235.44) |
Авторы | Кучко Валерия Станиславовна Сурикова Олеся Дмитриевна |
Рубрика | ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И УРАЛА |
Аннотация | В центре внимания статьи — социокультурная ситуация, сложившаяся в микроареале на юге Макарьевского района Костромской области, в пределах современных населенных пунктов с. Юрово, д. Юрово, дд. Большие и Малые Рымы. Целый ряд важных социальных функций в местном сообществе на протяжении советского периода (а некоторые — по сей день) выполняли женщины старшего возраста — их принято называть ба(б)ушками/ молельными ба(б)ушками. Они выполняли роли повитух, знахарок, участвовали в религиозной обрядности (совершали богослужения в моленных домах, крестили детей и отпевали покойников), в ряде календарных и некалендарных обрядов (в весеннем окликании молодоженов, в обходах деревни с целью защиты от пожаров и др.), а также имели полномочия наказывать членов общины за нарушения. Работа основана на полевом материале, который собирался в названном ареале сотрудниками Топонимической экспедиции Уральского федерального университета летом 2023 г. Цель авторов — описать явление, для которого предлагается термин «бабчество», в том виде, в каком его застали сегодняшние местные жители старшего поколения, назвать возможные предпосылки его формирования и факторы, поддерживавшие его развитие. Прослеживая историю региона, авторы предлагают гипотезу о возможном влиянии старообрядчества на функционирование института бабчества. | ||
Ключевые слова | русская традиционная культура, этнография, бабчество, история старообрядчества, Костромская область | ||
Библиографический список |
Мирошниченко М. И. Материнские практики на Урале в 1920-е — первой половине 1930-х гг.: коммуникационные взаимодействия и противоречия // ЕВРАЗИЯ-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации. Челябинск, 2022. Т. 2. С. 66–68. Прокофьева Н. В. Старообрядчество Верхнего Поволжья в конце XVIII — начале XX в.: дис. … канд. ист. наук. Ярославль, 2001. Тикас Ч. О. Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX — начале XX вв. (по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний): дис. … канд. ист. наук. СПб., 2011. Кувшинская Ю. М., Заикина А. А. Рукописная традиция и народная литургическая практика в Мантуровском районе Костромской области // Народная религиозность в свете фольклора. М., 2023. С. 271–302. Черных В. В. Лесное законодательство в период правления Петра I // Сибирский юридический вестник. 2012. № 1 (56). С. 29–35. Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города Костромского края: материалы для истории. Кострома, 2000. Рудченко В. М., Смирнов Г. К., Шармин П. Н., Щеболева Е. Г. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Кострома, 2006. Вып. 8. Кузнецов А. С., свящ. Старообрядчество на Костромской земле в XVII–XX вв. // Ипатьевский вестник. 2023. № 3 (23). С. 86–133. Мальцев А. И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII — начале XIX в.: проблема взаимоотношений. Новосибирск, 2006. Михайлов С. С. Старообрядческое беспоповское согласие «Бабушкина вера» в Подмосковье и соседних губерниях. Попытка исторического обзора. М., 2022. |
||
Скачать в PDF |