Выпуск 3 (84)

ВЫСТАВКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ: СПЕЦИФИКА ВЫЯВЛЕНИЯ, АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Год 2024 Номер 3(84)
Страницы 107-113 Тип научная статья
УДК 930.2:7.067 ББК 63.2(2)+85.1
Авторы Янковская Галина Александровна
Рубрика СОВРЕМЕННОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ: МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ И НОВАЦИЯМИ
Аннотация В источниковедении продуктивно разрабатывается проблематика изобразительных источников, их классификации, систематизации, анализа, интерпретации. Визуальный поворот в историографии продемонстрировал продуктивность и эвристический потенциал включения визуальных свидетельств в исторические исследования. В этом контексте особого внимания заслуживают выставки актуального искусства. Они ориентированы на неклассическую эстетику, нетрадиционные художественные материалы, социальный активизм, мультимедиальность и смешанные техники. В статье аргументируется тезис о том, что выставки современного искусства (совриска) представляют собой комплексный исторический источник. Его внешняя и внутренняя критика связана с комплексной эвристикой, с выявлением и коммуникацией с большим кругом акторов, учетом специфики произведений и экспозиций современного искусства как граничных объектов и семиофоров. Выставка современного искусства может быть комплексом визуально-документальных визуально-графических, художественных, технологических, а порой и совсем невизуальных источников, включающих научно-техническую документацию, обыденные вещи или ольфакторные композиции. Важной чертой многих выставок современного искусства является их сайт-специфичность и эфемерность, а также социальный критицизм, что обуславливает включение в комплексный исторический источник не только традиционных делопроизводственных документов, но и материалов инстанций контроля и надзора в сфере культуры. Вопрос о специфике выставки совриска как исторического источника тесно связан с представлениями о музейном/выставочном предмете в музеологии, с одной стороны, и с пониманием меняющихся экспозиционных трендов по которым современное искусство показывается публике — с другой.
Ключевые слова источниковедение, выставки, современное искусство, комплекс исторических источников, граничный объект, семиофоры
Библиографический список

Уайт Х. С, Уайт С. А. Холсты и карьеры. СПб., 2000.

Хаскелл Ф. Эфемерный музей: картины старых мастеров и становление художественной выставки. СПб., 2022.

Саймон Н. Партиципаторный музей. М., 2017.

Голомшток И. В. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Савицкий Е. Демоны в зоопарке: Современное искусство и колонизация Севера в России 1890-х гг. // Новое литературное обозрение. 2017. № 2 (144). URL: https://www. nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/144_ nlo_2_2017/article/12441/ (дата обращения: 30.03.2024).

Булгакова О. Л. Выставка «Москва — Берлин / Berlin — Moskau». 1900–1950. Тайная и явная история музейного блокбастера, которую мы должны помнить, потому что хотим забыть. СПб., 2023.  

Алексеев В. В. Феномен изобразительных источников/визуальных источников: к вопросу о терминологии и классификации // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки. М., 2019. С. 90–101.

Юмашева Ю. Ю. Источниковая база виртуальных исторических реконструкций объектов историко-культурного наследия: к постановке проблемы // Историческая информатика. 2020. № 3. С. 21–50.

Юмашева Ю. Ю. Музейная документация как исторический источник // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2007. Вып. 8. С. 265–270.

Сухова О. А. Старые инвентари музея как исторический источник (на примере документов научного архива муромского музея) // Сообщения Муромского музея-2009: материалы отчетной конференции МИХМ. Муром, 2010. С. 107–131.

Несовершенная публичная сфера. История режимов публичности в России. М., 2021.

Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей. М., 2015.

Фейгельман А. М. Произведение сайнс-арта как пограничный объект в зонах обмена // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2020. Т. 3, № 4. С. 15–27.

Помян К. Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века. СПб., 2022.

Ветрова К. О., Мишланова С. Л. Семиофоры в мультимодальной коммуникации: вербальная и визуальная репрезентация культурных ценностей на материале конфетных этикетов СССР и Великобритании второй половины ХХ века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2021. Т. 12, № 4. С. 1276–1284.

Серота Н. Опыт или интерпретация. Дилемма музеев современного искусства. М., 2022.  

 
Скачать в PDF