«ВЛАСТЬ ТЬМЫ»: ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ МИЛОВСКОГО (С. ЕЛЕОНСКОГО) | |||
---|---|---|---|
Год | 2025 | Номер | 1 (86) |
Страницы | 16-21 | Тип | научная статья |
УДК | 82(47) | ББК | 83.3(2) |
Авторы | Зверева Татьяна Вячеславовна |
Рубрика | ЗАБЫТЫЕ И МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ПИСАТЕЛИ РОССИИ |
Аннотация | Исследование обращено к творчеству сарапульского писателя конца XIX — начала ХХ в. Сергея Миловского (С. Елеонского). Рассказы писателя представлены как часть «уральского мегасверхтекста», нуждающегося в дальнейшей разработке, что и обусловило актуальность данной работы. Новизна исследования связана с тем, что произведения Миловского еще не становились объектом развернутого филологического анализа («Качук», «Машенька», «Андрей Пареный», «Подпасок», «Неизреченный свет», «Папаша крестный» и др.). В статье прослежена связь рассказов Миловского с идейно-художественным содержанием произведений А.Чехова, М. Салтыкова-Щедрина, а также писателей-народников (Г.Успенский, Н. Златовратский, Н. Наумов, Ф. Нефедов, Ф. Решетников). В творчестве Миловского отражено кризисное состоя ние русской провинции конца XIX — начала ХХ в., поиски выхода из которого связаны, с одной стороны, с идеологией народничества, с другой — с клерикальной идеей. Анализ произведений показывает, что оба пути оказываются для автора тупиковыми. «Хождение в народ» обнаруживает свою несостоятельность, поскольку Миловский видит, что просвещение языческого народонаселения и обращение его в христианство чреваты глубинными культурными и религиозными конфликтами. Одновременно писатель выявляет кризис и вырождение духовного сословия, на рубеже XIX–XX вв. окончательно утратившего свое влияние на народ. Осознание тупика приводит Миловского к выводу о невозможности пребывания в наличной реальности — к «индивидуальной ликвидации». | ||
Ключевые слова | С. Миловский, эголитература, «уральский мегасверхтекст», духовная проза, автор | ||
Библиографический список |
Миронов Г. М. Елеонский С. (С. Н. Миловский) // Краткая литературная энциклопедия. М., 1964. Т. 2. С. 881–882. Поздеев П. К. Сергей Миловский // Писатели и литературоведы Удмуртии. Библиографический справочник. Ижевск, 2006. С. 83–84. Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии: Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI — начало XX в. Ижевск, 2001. Запорожцева Н. С. Тайны Сарапульского смотрителя. Сарапул, 2016. Фазиулина И. В. Эголитература, или к вопросу о художественном методе С. Н. Миловского (Елеонского) // Кормановские чтения. Ижевск, 2014. Вып.13. С. 87–100. Фазиулина И. В. Писатель в провинции: формирование художественного мышления С. Н. Миловского (Елеонского) // Дергачевские чтения–2014. Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций. Екатеринбург, 2015. С. 253–258. История литературы Урала. XIX век: в 2 кн. Т. 1. М., 2021. История литературы Урала. XIX век: в 2 кн. Т. 2. М., 2021. Абашев В. В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики. Пермь, 2012. Пращерук Н. В. Современная духовная проза: традиции, смыслы, поэтика. Екатеринбург, 2018. Гладкова Е. В. Духовная проза 1830–1870-х годов // Христианство и русская литература. СПб., 2006. С. 129–202. Бухаркин П. Е. Православная русская церковь и русская литература в XVIII–XIX веках: проблемы культурного диалога. СПб., 1996. |
||
Скачать в PDF |