ПОЭМА «ЯНГАЛ-МАА» М. ПЛОТНИКОВА: ЭТНИЧЕСКОЕ КАК РЕСУРС ЖИЗНЕСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ | |||
---|---|---|---|
Год | 2025 | Номер | 1 (86) |
Страницы | 29-37 | Тип | научная статья |
УДК | 82(47) | ББК | 83.3(2) |
Авторы | Комаров Сергей Анатольевич Чижов Николай Сергеевич |
Рубрика | ЗАБЫТЫЕ И МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ПИСАТЕЛИ РОССИИ |
Аннотация | В статье осмысляется творчество забытого русского писателя первой половины XX в. Михаила Павловича Плотникова (1892–1953). Реконструируемый М. Плотниковым мансийский эпос относится к классической стадии развития фольклорной традиции и включает элементы исторического предания о контакте с русскими этого малочисленного народа Обь-Иртышского Севера. В поэме прослеживаются типовые сюжеты и мотивы, характерные для эпической классики, в частности сюжет «о богатырском сватовстве» с событийными компонентами «поиска и добывания жены», выявляется синкретическая природа образа мадура Вазы, у которого выделяются функции музыканта-сказителя и героя-освободителя покоренного народа. Знание русской и мировой литературы, языков и культуры северных народов России, а также литературно-критическая работа в периодике Урала и Сибири позволили писателю свободно ориентироваться в эпическом материале при создании поэмы, достраивая необходимые звенья в мифопоэтическом сцеплении типологически близких образных рядов и дискурсов, зафиксированных в различных культурных традициях. Моделирование М.Плотниковым эпического сказания манси соответствует логике формирования советского литературного канона и содержательно выражается в двух вариантах поэмы, созданных с разницей около двадцати лет. Опыт поэмы «Янгал-маа» демонстрирует особенности модернизации национальной архаики и актуализирует последнюю в качестве строительной ценностной базы новой словесности двадцатого столетия | ||
Ключевые слова | Михаил Плотников, поэма «Янгал-маа», национальный эпос, этнопоэтика, архаика и модернизм, советская цивилизация, институт памяти | ||
Библиографический список |
Литовская М. А. Формирование соцреалистического канона // Русская литература XX века: закономерности исторического развития. Екатеринбург, 2005. Кн. 1. С. 295–330. Плотников М. П. Напутствие // Князев В. В., Плотников М. П. Русь: избранное. Тюмень, 1998. С. 355–356. Плотников М. П. Вогульский эпос // Князев В. В., Плотников М. П. Русь: избранное. Тюмень, 1998. С. 324–354. От издательства // Князев В. В., Плотников М. П. Русь: избранное. Тюмень, 1998. С. 321–323. Огрызко В. В. Загадочная фигура // Мансийская литература. М., 2003. С.340–375. Воронский А. К., Динерштейн Е. А. Из переписки с советскими писателями // Литературное наследство. М., 1983. Т. 93. 531–617. Лебедев В. Д. Манси. Очерк истории литературы. Тобольск, 1995. Рябий М. М. Неравнодушной строкой: сборник статей, рецензий, эссе. СПб., 2021. Мандрика Ю. Встреча после похорон. Письма Михаила Плотникова // Мир Севера. 2012. № 2. С. 46-53. Созина Е. К. Авторский эпос: между фольклором и литературой // Миргород. Lausanne — Siedlce. 2016. № 2 (8). С. 100–114. Лагунова О. К. Введение // Проза А. Неркаги в контексте русскоязычной культуры последней трети XX века. Тюмень, 2019. С. 6-31. Липовецкий М. Н. Модернизм и авангард: родство и различие // Филологический класс. 2008. № 2 (20). С. 295–330. Казаркин А. П. Проза Сибири в XX веке // Сибирские огни. 2006. № 7. URL: https://sibogni.ru/content/proza-sibiri-v-xxveke (дата обращения: 10.02.2024). Мелетинский Е. М. Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике. М., 2010. С Хазанкович Ю. Г. Фольклорно-эпические традиции в прозе малочисленных народов Севера. Новосибирск, 2009. Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике. М., 2010. Ромбандеева Е. И. Героический эпос манси (вогулов): песни святых покровителей. Ханты-Мансийск, 2010. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962. Убушиева Д. В. Волшебные помощники в калмыцком и тувинском эпосе // Новые исследования Тувы. 2019. № 4. С. 165–175. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. Переплеткин Ю. Многолюдная «Тундра» // Лукич. 2000. № 2 (12). С. 11–20. Булгакова Т. Д. Шаманство в традиционной культуре. Системный анализ. СПб., 2001. Асташкин Д. Имперский континуитет в послевоенной советской пропаганде // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2015. № 1 (6). С. 124–132. |
||
Скачать в PDF |