«ЛЕТОПИСЬ СИБИРСКАЯ» ЯМЩИКА ИВАНА ЧЕРЕПАНОВА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ В СИБИРИ XVII В. | |||
---|---|---|---|
Год | 2025 | Номер | 1 (86) |
Страницы | 109-118 | Тип | научная статья |
УДК | 94(571)“17” | ББК | 63.3(253)51 |
Авторы | Манькова Ирина Леонидовна |
Рубрика | КНИЖНОСТЬ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ XVII – НАЧАЛА XX ВВ. |
Аннотация | «Летопись Сибирская», созданная тобольским ямщиком Иваном Черепановым во второй половине XVIII в., является образцом позднего сибирского летописания. Исследователи обратили на нее внимание еще в XIX в., но до сих пор она не опубликована. Л. А. Ситниковым выявлено десять списков этой летописи, из которых три были сделаны в XVIII в. Наибольший интерес представляет Мазуринский список (РГАДА), в котором отразилась поздняя авторская доработка текста. В Черепановской летописи собран большой объем информации по региональной истории, астрономии, этнографии и пр., поэтому представляется продуктивным проводить анализ этого источника по тематическим блокам. В статье рассмотрено описание в Черепановской летописи истории православных святынь Сибири XVII в. Установлено, что для написания своего текста Черепанов привлекал рукописные Сказания об обретении чудотворной Абалакской иконы Знамения Богородицы, о явлении Казанской иконы Богородицы в Тобольске, о прославлении образа Всемилостивого Спаса в Софийском соборе, Житие Симеона Верхотурского и, возможно, Житие Василия Мангазейского, а также легенду о почитаемой иконе Успения Богородицы Далматовского монастыря. Опираясь на тексты этих литературных произведений, летописец преследовал цель сообщить лишь историю появления той или иной святыни. Показано, что он выработал авторский подход к изложению информации из использованных источников, заключавшийся в исключении пространных предисловий, нравоучительных отступлений и описаний многочисленных чудес, в выстраивании событийной линии в соответствии с принципами, присущими летописным текстам, в модернизации лексики и синтаксиса. Основательная редакторская работа Черепанова по адаптации литературных произведений к летописному жанру не может оцениваться как простая компиляция. | ||
Ключевые слова | Черепановская летопись, история православия Сибири, чудотворные иконы, святой Симеон Верхотурский, святой Василий Мангазейский | ||
Библиографический список |
Андреев А. И. Черепановская летопись // Исторические записки. 1942. Вып. 13. С. 308–323. Абрамов Н. А. Город Тюмень: из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998 . Мирзоев В. Г. Историография Сибири (XVIII в.). Кемерово, 1963. Ситников Л. А. Археографический обзор списков Черепановской летописи // Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1980. С.154–175. Петрова Т. А. «Летопись Сибирская. Тобольскаго ямщика Ивана Черепанова 1760» в аспекте лингвистического источниковедения: автореф. дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2009. Ромодановская Е. К. Сказание о явлении Казанской иконы богородицы в Тобольске // Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск, 1989. С. 45–58. Кочедамов В. И. Труды по истории градостроительства с комментариями современных ученых: в 4 т. Т. 3. СПб., 2021. Мангилёв П. И. Образ преподобного Далмата Исетского в агиографических текстах XVIII в. // Свято-Успенский Далматовский монастырь — духовный центр Зауралья: история и современность. Екатеринбург, 2012. С. 62–69. Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000. История литературы Урала. Конец XIV–XVIII в. М., 2012. Пивоваров Б. Василий Мангазейский // Православная энциклопедия. М ., 2004. Т . 7. С . 206–209. |
||
Скачать в PDF |