ЖОЗЕФ ДЕ МЕСТР О ПРОСВЕЩЕНИИ В РОССИИ (К ФОРМИРОВАНИЮ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ В НАЧАЛЕ XIX В.) | |||
---|---|---|---|
Год | 2025 | Номер | 2 (87) |
Страницы | 27-34 | Тип | научная статья |
УДК | 94(47)“18” | ББК | 63.3(2)52 |
Авторы | Парсамов Вадим Суренович |
Рубрика | ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА В РОССИИ |
Аннотация | Жозеф де Местр, проживший в России 14 лет (с 1803 по 1817 гг.) в качестве посланника короля Сардинии, не оставил связанного целостного текста, посвященного России, но его высказывания о различных сторонах русской жизни многочисленны и разнообразны. Часть из них содержится в дипломатической переписке. Она не предназначалась для русского читателя. Другая часть, составляющая объект настоящей статьи, распространялась в русском обществе и имела характер экспертных оценок. Как дипломат Местр играл довольно скромную роль просителя субсидий для содержания сардинского двора, но как общественный деятель и мыслитель был востребован публикой Петербурга начала XIX в. Тяжело переживший и глубоко осмысливший Французскую революцию, Местр видел свою миссию в том, чтобы не допустить аналогичной ситуации в России, куда, по его мысли, переместился центр столкновения двух враждебных мировых сил — европейского Просвещения и католицизма, верными защитниками которого являлись иезуиты. Изгнание этого ордена из Франции предопределило победу революции в этой стране. Его восстановление в России давало надежду, что силы революции, проникавшие в нее в виде различных «сект», потерпят поражение. Местр не обладал глубоким знанием России, но он видел огромную и нерастраченную энергию русского народа. Русское дворянство, зараженное галломанией, оторванное от своего народа и от веры, вело страну к катастрофе. И только иезуиты (при условии поручения им воспитания русского юношества) способны были эту катастрофу предотвратить. | ||
Ключевые слова | Жозеф де Местр, Россия, просвещение, католицизм, публичная сфера | ||
Библиографический список |
Степанов М. (Шебунин А. Н.). Жозеф де Местр в России // Литературное наследство. М., 1937. Т. 29-30. С. 577–726. Дмитриева Е. Е. Обращение в католичество в России в XIX в. (историко-культурный контекст) // Мировое древо. М., 1996. Вып. 4. С. 84–110. Парсамов В. С. Жозеф де Местр и Александр Стурдза: из истории религиозных идей Александровской эпохи. Саратов, 2004. Мильчина В. А. «Человек острого ума сказал…»: Жозеф де Местр как мастер светской беседы // Актуальность Жозефа де Местра. Материалы росийско-французской конференции. М., 2012. С. 127–144. Rouet de Journel M. J. Une Russe Catholique Madame Swetchine. Paris, 1929. Ильин И. А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. Кн.2. Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг. М., 1993. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 236–249. |
||
Скачать в PDF |