Выпуск 3 (88)

РУССКОЕ ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОЕ ПАРОХОДСТВО И ГОСУДАРСТВО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В НАЧАЛЕ XX В.
Год 2025 Номер 3 (88)
Страницы 64-72 Тип научная статья
УДК 94(47)“19” ББК 63.3(2)53
Авторы Рулева Галина Евгеньевна
Рубрика ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Аннотация Трансатлантическая трудовая миграция начала XX в. сопровождалась появлением новых мореходных компаний и изменила подходы к формированию миграционной политики Российской империи. Правительство, в первую очередь Министерство торговли и промышленности, рассматривало пассажирские перевозки как средство поддержки российского торгового мореплавания, а пароходные компании пытались влиять на подготовку законодательных и административных преобразований в этой сфере. Статья посвящена формам взаимодействия Русского Восточно-Азиатского пароходства, содержавшего прямую линию Либава — Нью-Йорк, и государственных институтов в контексте регулирования зарубежной трудовой миграции из Российской империи. Эта российско-датская фирма использовала разнообразные стратегии и тактики для упрочения своего положения в качестве монопольного перевозчика мигрантов через Атлантический океан. Для успешного лоббирования административных мер пароходство сотрудничало с Добровольным флотом, в борьбе с конкурентами информировало правительство об их злоупотреблениях, что не только было выгодно компании, но и помогало чиновникам контролировать миграционные потоки. Участие председателя правления в выработке законопроекта об эмиграции закрепило исключительный статус пароходства, который, однако, был сопряжен с новыми обязательствами перед правительством и дополнительными расходами. Вместе с тем стремление правления расширить свое влияние путем ограничения полномочий губернаторов и консулов, как и желание получить долгосрочную концессию на перевозку эмигрантов, наталкивалось на противодействие правительственных учреждений. Делается вывод о том, что исключительное положение Русского Восточно-Азиатского пароходства было отчасти ограничено рамками законодательной и административной практики поздней Российской империи.
Ключевые слова Русское Восточно-Азиатское пароходство, транспортировка пассажиров, зарубежная трудовая миграция, концессия, лоббирование, конкуренция
Библиографический список

Барышников М. Н. Правительство и бизнес в учреждении российского регулярного судоходства в Персидском заливе // Клио. 2024. № 10 (214). С. 91–102.

Broeze F. Shipping Policy and Social-Darwinism: Albert Ballin and the Weltpolitik of the Hamburg–America Line 1886–1914 // The Mariner’s Mirror. 1993. Vol. 79, № 4. P. 419–436.

Бянкин В. П. Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке. Владивосток, 1979.

Frary L. Pilgrims and Profits: The Russian Company of Steam Navigation and Trade, 1856–1914 // Canadian–American Slavic Studies. 2019. Vol. 53. P. 286–305

Ганелин Р. Ш. Попытки развития экономических связей между Россией и странами Латинской Америки в конце XIX — начале XX в. // Монополии и иностранный капитал в России. М.; Л., 1962. С. 315–358.

Huldermann B. Albert Ballin. London, 1922.

Иванов А. А., Котов А. Э. Экономическое значение и попытки регулирования зарубежной трудовой миграции на западных окраинах Российской империи (конец XIX — начало XX века) // Новейшая история России. 2020. Т. 10, № 1. С. 70–88.

Кожекина М. Т. Русский Добровольный флот: создание и становление 1878–1900 // Восточный архив. 2003. № 10. С. 50–62.

Кожекина М. Т. Добровольный флот и развитие экономических отношений России с Востоком // Восточный архив. 2004. № 11/12. С. 95–106.

Kukushkin V. From Peasants to Labourers: Ukrainian and Belarusan Immigration from the Russian Empire to Canada. Montreal, 2007.

Lohr E. Russian Citizenship: From Empire to Soviet Union. Cambridge, 2012.

Морозан В. В. Из истории русской экономической эмиграции конца XIX — начала XX в. // Новый часовой. 1996. № 4. С. 23–34.

Морозан В. В. Успехи и неудачи предпринимательской династии Каменских // Уральский исторический вестник. 2021. № 3 (72). С. 125–134.

Sakon Y. Sergei Witte and the Shipping Associations: Rethinking the Russian Empire from a Maritime Viewpoint // Changing Dynamics and Mechanisms of Maritime Asia in Comparative Perspectives. Singapore, 2021. P. 195–212. (Palgrave Studies in Comparative Global History).

Sakon Y. The Russian East Asiatic Company and the Volunteer Fleet after the Russo-Japanese War: The Case of Russian Transatlantic Liners // ChiMoKoJa: Histories of China, Mongolia, Korea and Japan. Newcastle upon Tyne, 2015. Vol. 1. P. 1–15.

Тудоряну Н. Л. Эмиграционная политика и законодательство России в начале XX века. Кишинев, 2000

Тудоряну Н. Л. Очерки российской трудовой эмиграции периода империализма (В Германию, Скандинавские страны и США). Кишинев, 1986.  

 
Скачать в PDF