| РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЧУКОТСКОЙ ЭТНИЧНОСТИ: ОТ СОВЕТСКОГО АНЕКДОТА К СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЕ | |||
|---|---|---|---|
| Год | 2025 | Номер | 4 (89) |
| Страницы | 6-16 | Тип | научная статья |
| УДК | 39(=947.121) | ББК | 63.529(255) |
| Авторы | Белоруссова Светлана Юрьевна Черняева Наталья Анатольевна |
Рубрика | ЭТНИЧНОСТЬ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ |
| Аннотация | В статье исследуется эволюция репрезентаций чукотской этничности в советской культуре и постсоветских сетевых медиа. В СССР чукчи были одним из самых упоминаемых коренных народов Севера, однако их образ в массовой культуре сводился преимущественно к закрепленному анекдотами комическому стереотипу о северном аборигене и простаке. Этот упрощенный конструкт вытеснял более сложные репрезентации, создаваемые чукотскими авторами, и надолго закрепился в массовом сознании. С развитием интернета и цифровых коммуникаций у этнических сообществ появились новые инструменты для саморепрезентации. Анализ мемов, этноблогов, хэштегов и онлайн-сообществ демонстрирует, что смеховой образ чукчи сохраняется, но становится предметом критики и рефлексии. Одновременно происходит возврат к досоветским нарративам, например, к мифу о «воинственном чукче». Современные цифровые практики позволяют чукотскому сообществу формировать новый образ, основанный на агентности и творческом переосмыслении идентичности. Виртуальные медиа становятся важным инструментом деконструкции советских стереотипов и формирования альтернативных (само)репрезентаций. | ||
| Ключевые слова | чукчи, репрезентация, чукотский цикл анекдотов, этнографическое воображаемое, этносетевая культура, мемы, этноблогинг | ||
| Библиографический список |
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001. Аверинцев М. М. Бахтин, смех, христианская культура // Бахтин как философ. М., 1992. Белоруссова С. Ю. Коренные малочисленные народы: виртуальная этничность и сетевые опыты // Этнография. 2022. № 4 (18). С. 84–111. Белоруссова С. Ю. Открытость и закрытость: этнические стратегии коренных малочисленных народов в виртуальности и реальности // Вестник антропологии. 2025. № 2. С. 223–240. Belorussova S. Yu., Maretina K. A., Komova E. A. Cyber-field: Theory, Methodology, and Practice // Changing Societies and Personalities. 2025. Vol.9, № 1. P. 11–28. Богданов К. А. Чудак, чувак и чукча: историко-филологический комментарий к одному анекдоту // Русский политический фольклор: исследования и публикации. М., 2013. С. 133–146. Брачун Т. А. Анекдоты о чукчах как специфическое явление современной культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. №3(58). С. 56–61. Draitser E. A. Taking Penguins to the Movies: Ethnic Humor in Russia. Detroit, 1998. Головнёв А. В. Абазины: обновление этничности, или мастерская новой этнографии // Этнография. 2024. № 3 (25). С. 6–45. Головнёв А. В. Дрейф этничности // Уральский исторический вестник. 2009. № 4. С. 46–55. Грэхем С. Цикл анекдотов про чукчей: откуда, однако? // Живая старина. 2007. № 4. С. 33–35. Химик В. В. Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры // Анекдот как феномен культуры: материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург. СПб., 2002. С. 17–31. Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: к 60-летию П.А.Клубкова. СПб., 2009. Кузнецов И. Мемы. Научный взгляд на феномен поп-культуры, захвативший мир. М., 2022. Мельниченко М. Советский анекдот. Указатель сюжетов. М., 2021. Михайлин В. Ю. Всесоюзный туземец: чукча в анекдоте и кино // Имагология и компаративистика. 2016. № 2 (6). С. 146–154. Шмелева Е. А., Шмелев А. Д. Русский анекдот: текст и речевой жанр. М., 2002. Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003. |
||
| Скачать в PDF | |||