Выпуск 4 (89)

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЧУКОТСКОЙ ЭТНИЧНОСТИ: ОТ СОВЕТСКОГО АНЕКДОТА К СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЕ
Год 2025 Номер 4 (89)
Страницы 6-16 Тип научная статья
УДК 39(=947.121) ББК 63.529(255)
Авторы Белоруссова Светлана Юрьевна
Черняева Наталья Анатольевна
Рубрика ЭТНИЧНОСТЬ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация В статье исследуется эволюция репрезентаций чукотской этничности в советской культуре и постсоветских сетевых медиа. В СССР чукчи были одним из самых упоминаемых коренных народов Севера, однако их образ в массовой культуре сводился преимущественно к закрепленному анекдотами комическому стереотипу о северном аборигене и простаке. Этот упрощенный конструкт вытеснял более сложные репрезентации, создаваемые чукотскими авторами, и надолго закрепился в массовом сознании. С развитием интернета и цифровых коммуникаций у этнических сообществ появились новые инструменты для саморепрезентации. Анализ мемов, этноблогов, хэштегов и онлайн-сообществ демонстрирует, что смеховой образ чукчи сохраняется, но становится предметом критики и рефлексии. Одновременно происходит возврат к досоветским нарративам, например, к мифу о «воинственном чукче». Современные цифровые практики позволяют чукотскому сообществу формировать новый образ, основанный на агентности и творческом переосмыслении идентичности. Виртуальные медиа становятся важным инструментом деконструкции советских стереотипов и формирования альтернативных (само)репрезентаций.
Ключевые слова чукчи, репрезентация, чукотский цикл анекдотов, этнографическое воображаемое, этносетевая культура, мемы, этноблогинг
Библиографический список

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001.

Аверинцев М. М. Бахтин, смех, христианская культура // Бахтин как философ. М., 1992.

Белоруссова С. Ю. Коренные малочисленные народы: виртуальная этничность и сетевые опыты // Этнография. 2022. № 4 (18). С. 84–111.

Белоруссова С. Ю. Открытость и закрытость: этнические стратегии коренных малочисленных народов в виртуальности и реальности // Вестник антропологии. 2025. № 2. С. 223–240.

Belorussova S. Yu., Maretina K. A., Komova E. A. Cyber-field: Theory, Methodology, and Practice // Changing Societies and Personalities. 2025. Vol.9, № 1. P. 11–28.

Богданов К. А. Чудак, чувак и чукча: историко-филологический комментарий к одному анекдоту // Русский политический фольклор: исследования и публикации. М., 2013. С. 133–146.

Брачун Т. А. Анекдоты о чукчах как специфическое явление современной культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. №3(58). С. 56–61.

Draitser E. A. Taking Penguins to the Movies: Ethnic Humor in Russia. Detroit, 1998.

Головнёв А. В. Абазины: обновление этничности, или мастерская новой этнографии // Этнография. 2024. № 3 (25). С. 6–45.

Головнёв А. В. Дрейф этничности // Уральский исторический вестник. 2009. № 4. С. 46–55.

Грэхем С. Цикл анекдотов про чукчей: откуда, однако? // Живая старина. 2007. № 4. С. 33–35.

Химик В. В. Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры // Анекдот как феномен культуры: материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург. СПб., 2002. С. 17–31.

Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: к 60-летию П.А.Клубкова. СПб., 2009.

Кузнецов И. Мемы. Научный взгляд на феномен поп-культуры, захвативший мир. М., 2022.

Мельниченко М. Советский анекдот. Указатель сюжетов. М., 2021.

Михайлин В. Ю. Всесоюзный туземец: чукча в анекдоте и кино // Имагология и компаративистика. 2016. № 2 (6). С. 146–154.

Шмелева Е. А., Шмелев А. Д. Русский анекдот: текст и речевой жанр. М., 2002.

Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

 
Скачать в PDF