| АФРИКАНСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ИГРОВОЙ КОНТЕНТ | |||
|---|---|---|---|
| Год | 2025 | Номер | 4 (89) |
| Страницы | 17-24 | Тип | научная статья |
| УДК | 004.94:39(6) | ББК | 71.7(6)+16.2 |
| Авторы | Хохолькова Надежда Евгеньевна |
Рубрика | ЭТНИЧНОСТЬ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ |
| Аннотация | Статья посвящена цифровизации африканского культурного наследия. Оно рассматривается как совокупность материальных и нематериальных объектов, исторических памятников, предметов искусства, традиций и символов, созданных людьми африканского происхождения в прошлом, представляющих ценность в настоящем и сохраняемых для будущего. В центре внимания автора практики репрезентации культурного наследия в виртуальном пространстве: ретроконверсия, создание цифровых коллекций, 3D-моделирование. Особое внимание уделено процессу создания игрового контента, призванного повысить уровень вовлеченности в изучение африканских культур и традиций. В данном процессе задействованы как крупные международные организации, так и «цифровые энтузиасты» — молодые африканцы и представители диаспор. На примере трех игровых приложений «Киссоро» (2018), «Африканские герои» (2024) и «Возвращенные» (2025) автор анализирует особенности отражения африканских культурных ценностей, исторических персонажей и событий в цифровой среде. Показана связь одной из видеоигр с актуальными событиями реального мира, в числе которых дискуссия о реституции предметов африканского культурного наследия. Отмечено, что в условиях высокой степени распространения мобильного интернета в странах Африки игровой контент обладает значительным потенциалом. В заключение представлен вывод о том, что игрофикация африканского культурного наследия, подобно другим процессам цифровизации, имеет как положительные, так и отрицательные стороны: с одной стороны, сохраняет и распространяет информацию о наследии, с другой — универсализирует и упрощает культурные и морально-этические коды. | ||
| Ключевые слова | Африка, культурное наследие, цифровизация, игрофикация | ||
| Библиографический список |
Хазанов А. М. Свободолюбивая дочь Африки (из истории борьбы народа Анголы против колонизаторов в XVII веке) // Вопросы истории. 1970. № 2. С. 129–145. Хохолькова Н. Е. Африканская цифровая диаспора // Этнография. 2021. № 3 (13). С. 191–206. «Черное наследие»: африканцы и их потомки в исторической памяти США. М., 2024. Apaydin V. Introduction: Why Cultural Memory and Heritage? // Critical Perspectives on Cultural Memory and Heritage: Construction, Transformation and Destruction. London, 2020. P. 1–10. Badawi Z. An African History of Africa: From the Dawn of Humanity to Independence. London, 2024. Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. From Game Design Elements to Gamefulness: Defining “Gamification” // Proceedings of the 15th International Academic MindTrek Conference: Envisioning Future Media Environments. New York, 2011. P. 9–15. Falola T. The African Diaspora: Slavery, Modernity, and Globalization. New York, 2013. Graham B. Heritage as Knowledge: Capital or Culture? // Urban Studies. 2002. Vol. 39, iss. 5–6. P. 1003–1017. Sarr F., Savoy B. The Restitution of African Cultural Heritage. Toward a New Relational Ethics. November 2018. URL: https://www.about-africa.de/images/sonstiges/2018/sarr_savoy_en.pdf (дата обращения: 14.02.2025). Stevens G., Laurone C. L. How Virtual Reality is Restoring Liberia’s Culture. 23 Apr 2025 // Sapiens. URL: https://www.sapiens.org/culture/virtual-reality-liberia-heritage-return/ (дата обращения: 25.05.2025) The Politics of Heritage: The Legacies of Race. London, 2004. Yasmin S. New Video Game Lets You Steal back African Artefacts from Museums That Took Them. 28 June 2025 // Independent. URL: https://www.independent.co.uk/arts-entertainment/art/relooted-video-game-steal-african-artifacts-museums-b2778222.html (дата обращения: 30.06.2025). Zhang J., Liu Y., Yin Z., Abbas S., Qin S. The Role of Mancala Games in Human Evolution, Cultural Development, and Education: An Anthropological Inquiry // Quality in Sport. 2023. Vol. 14 (1). P. 23–36. |
||
| Скачать в PDF | |||