| КИБЕРЭТНОГРАФИЯ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСЛАМСКИХ СООБЩЕСТВ | |||
|---|---|---|---|
| Год | 2025 | Номер | 4 (89) |
| Страницы | 35-44 | Тип | научная статья |
| УДК | 39:28 | ББК | 63.5+86.38 |
| Авторы | Хабибуллина Зиля Рашитовна |
Рубрика | ЭТНИЧНОСТЬ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ |
| Аннотация | В последние десятилетия виртуальное пространство стало важной ареной формирования и выражения исламской идентичности. С развитием цифровых технологий мусульмане по всему миру начали использовать интернет как средство для общения, обучения и практики религии. В статье рассматривается киберэтнография как метод исследования исламских сообществ, анализируются такие явления, как киберисламское пространство, исламские медиа, социальные сети, видео-рилсы, мессенджеры, мобильные приложения, виртуальная умма. С появлением виртуального пространства традиционные методы полевых исследований, основанные на непосредственном взаимодействии с информантами, становятся недостаточными для понимания сложной динамики мусульманских сообществ. В этом контексте актуализируются вопросы этнографической методологии, которые должны соответствовать современным задачам исследования. Одной из новых методик становится работа в виртуальном поле, где исследователи взаимодействуют с информантами через социальные сети и другие онлайн-платформы, а не только в ходе живого общения. Социальные сети людей, соединенных через определенные медиа, позволяют наблюдать за взаимодействиями между участниками, которые могут находиться в разных странах и представлять различные культуры. Это расширяет традиционное поле исследования мусульманских сообществ, учитывая многообразие религиозного опыта и точек зрения на ислам. | ||
| Ключевые слова | киберэтнография, виртуальная антропология, ислам, поле, киберпространство, исламская идентичность | ||
| Библиографический список |
Белоруссова С. Ю. Киберэтнография: методология и технология // Этнография. 2021. № 3 (13). С. 123–145. Beneito-Montagut R. Ethnography Goes Online: Towards a User-Centered Methodology to Research Interpersonal Communication on the Internet // Qualitative Research. 2011. № 11. P. 716–735. Boellstorff T. Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human. Princeton, NJ, 2008. Bunt G. Islam in the Digital Age: E-Jihad, Online Fatwas and Cyber Islamic Environments. London, 2003. Bunt G. Islam@Britain.net: ‘British Muslim’ Identities in Cyberspace // Islam and Christian-Muslim Relations. 1999. Vol. 10, iss. 3. P. 353–362. Cyberculture: The Key Concepts. London, 2004. Digital Anthropology. London; New York, 2012. Эбрахим А. Фетва по интернету: исламские медиа в Таджикистане // CaaNetwork. 27 ноября 2017 г. URL: https:// www.caa-network.org/archives/10859 (дата обращения: 15.02.2025). Everyday Automation: Experiencing and Anticipating Emerging Technologies. London, 2022. Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб- этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С.100–108. Горалик Л. Ахмад-хаджи Абдулаев: «Сегодня исламский мир стоит на пороге появления в Шариате новых адабов» // Islam.ru — исламский информационный портал. 03.10.2011. URL: http://islam.ru/content/analitics/30218 (дата обращения: 25.03.2025). Городилова Т. С. Исламская культура в цифровом измерении // Современный мусульманский мир: электронный журнал. 2018. № 1. URL: https://islamjournal.ru/2018/id22/ (дата обращения: 04.03.2025). Hine C. Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Everyday. London: Bloomsbury Academic, 2015. Hine C. Virtual Ethnography. London, 2000. Игнатович А. Виртуальная умма: определение понятия, его содержание и объем // Thesaurus зборнiк навуковых прац. Магілёў, 2020. Вып. 7. С. 75–82. Хабибуллина З. Р. Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 85–107. Колозариди П., Щетвина А. Цифровая этнография: эпистемология, метод и этика // Бюллетень «ЭСФорум». 2018. № 3 (59). С. 5–9. Kozinets R. V. Netnography: Redefined. London, 2015. Крапивин И. С. «Бренд без лица»: мусульманки и халяльный интернет-маркетинг // Кунсткамера. 2021. № 4 (14). С. 106–121. Lawrence B. Allah On-line: The Practice of Global Islam in the Information Age // Practicing Religion in the Age of the Media: Explorations in Media, Religion, and Culture. New York, 2002. Р. 237–253. Lövheim M. A. Voice of Their Own: Young Muslim Women, Blogs and Religion // Mediatization and Religion: Nordic Perspectives. Göteborg, 2012. P. 129–147. Markham A. N. The Methods, Politics, and Ethics of Representation in Online Ethnography // The Sage Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks, 2005. P. 793–820. Мчедлова М. М., Кофанова Е. Н., Шевченко А. Г. Религия в условиях пандемии: отношение к цифровизации религиозных практик // Россия реформирующаяся: ежегодник. М., 2021. Вып. 19. С. 462–483. Мясникова М. Л. Онлайн этнографический подход к исследованию интернет сообществ: методологические разногласия и базовые принципы. Рец. на книгу: Hine C. Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Every Day. Bloomsbury Academic, 2015. 240 p. ISBN: 978-0857855701 // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. T. 20, № 1 (89). С.199–207. Надирова Г. Исламская практика в виртуальном пространстве // Eurasian-research.org. URL: https://www.eurasian-research.org/publication/islamic-practices-in-virtual-space/?lang=ru (дата обращения: 16.05.2025). Новое время, новое поле: меняющийся мир качественных исследований и новые технологии. СПб., 2021. The Routledge Companion to Digital Ethnography. New York, 2017. The Social Media Reader. New York, 2012. Virtual Worlds and Metaverse Platforms: New Communication and Identity Paradigms. Hershey, PA, 2011. Виртуальный ислам на постсоветском пространстве: киберсреда и религиозные авторитеты. Баку, 2023. Wilson S. M., Leighton C. P. The Anthropology of Online Communities // Annual Review of Anthropology. 2002. Vol. 31. P. 449–467. Юлдашев М. Д., Иванченко А. И., Куликова О. А. Отношение представителей основных религиозных течений к цифровизации религии // Вестник университета. 2022. № 11. С. 214–221. Zaid B., Fedtke J., Shin D. D., Kadoussi A. E., Ibahrine M. Digital Islam and Muslim Millennials: How Social Media Influencers Reimagine Religious Authority and Islamic Practices // Religions, 2022. Vol. 13, iss. 4, 335. P. 1–15. |
||
| Скачать в PDF | |||