Выпуск 4 (89)

КИБЕРЭТНОГРАФИЯ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСЛАМСКИХ СООБЩЕСТВ
Год 2025 Номер 4 (89)
Страницы 35-44 Тип научная статья
УДК 39:28 ББК 63.5+86.38
Авторы Хабибуллина Зиля Рашитовна
Рубрика ЭТНИЧНОСТЬ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация В последние десятилетия виртуальное пространство стало важной ареной формирования и выражения исламской идентичности. С развитием цифровых технологий мусульмане по всему миру начали использовать интернет как средство для общения, обучения и практики религии. В статье рассматривается киберэтнография как метод исследования исламских сообществ, анализируются такие явления, как киберисламское пространство, исламские медиа, социальные сети, видео-рилсы, мессенджеры, мобильные приложения, виртуальная умма. С появлением виртуального пространства традиционные методы полевых исследований, основанные на непосредственном взаимодействии с информантами, становятся недостаточными для понимания сложной динамики мусульманских сообществ. В этом контексте актуализируются вопросы этнографической методологии, которые должны соответствовать современным задачам исследования. Одной из новых методик становится работа в виртуальном поле, где исследователи взаимодействуют с информантами через социальные сети и другие онлайн-платформы, а не только в ходе живого общения. Социальные сети людей, соединенных через определенные медиа, позволяют наблюдать за взаимодействиями между участниками, которые могут находиться в разных странах и представлять различные культуры. Это расширяет традиционное поле исследования мусульманских сообществ, учитывая многообразие религиозного опыта и точек зрения на ислам.
Ключевые слова киберэтнография, виртуальная антропология, ислам, поле, кибер­пространство, исламская идентичность
Библиографический список

Белоруссова С. Ю. Киберэтнография: методология и технология // Этнография. 2021. № 3 (13). С. 123–145.

Beneito-Montagut R. Ethnography Goes Online: Towards a User-Centered Methodology to Research Interpersonal Communication on the Internet // Qualitative Research. 2011. № 11. P. 716–735.

Boellstorff T. Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human. Princeton, NJ, 2008.

Bunt G. Islam in the Digital Age: E-Jihad, Online Fatwas and Cyber Islamic Environments. London, 2003.

Bunt G. Islam@Britain.net: ‘British Muslim’ Identities in Cyberspace // Islam and Christian-Muslim Relations. 1999. Vol. 10, iss. 3. P. 353–362.

Cyberculture: The Key Concepts. London, 2004.

Digital Anthropology. London; New York, 2012.

Эбрахим А. Фетва по интернету: исламские медиа в  Таджикистане // CaaNetwork. 27 ноября 2017 г. URL: https:// www.caa-network.org/archives/10859 (дата обращения: 15.02.2025).

Everyday Automation: Experiencing and Anticipating Emerging Technologies. London, 2022.

Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб- этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С.100–108.

Горалик Л. Ахмад-хаджи Абдулаев: «Сегодня исламский мир стоит на пороге появления в Шариате новых адабов» // Islam.ru — исламский информационный портал. 03.10.2011. URL: http://islam.ru/content/analitics/30218 (дата обращения: 25.03.2025).

Городилова Т. С. Исламская культура в цифровом измерении // Современный мусульманский мир: электронный журнал. 2018. № 1. URL: https://islamjournal.ru/2018/id22/ (дата обращения: 04.03.2025).

Hine C. Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Everyday. London: Bloomsbury Academic, 2015.

Hine C. Virtual Ethnography. London, 2000.

Игнатович А. Виртуальная умма: определение понятия, его содержание и объем // Thesaurus зборнiк навуковых прац. Магілёў, 2020. Вып. 7. С. 75–82.

Хабибуллина З. Р. Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 85–107.

Колозариди П., Щетвина А. Цифровая этнография: эпистемология, метод и этика // Бюллетень «ЭСФорум». 2018. № 3 (59). С. 5–9.

Kozinets R. V. Netnography: Redefined. London, 2015.

Крапивин И. С. «Бренд без лица»: мусульманки и халяльный интернет-маркетинг // Кунсткамера. 2021. № 4 (14). С. 106–121.

Lawrence B. Allah On-line: The Practice of Global Islam in the Information Age // Practicing Religion in the Age of the Media: Explorations in Media, Religion, and Culture. New York, 2002. Р. 237–253.

Lövheim M. A. Voice of Their Own: Young Muslim Women, Blogs and Religion // Mediatization and Religion: Nordic Perspectives. Göteborg, 2012. P. 129–147.

Markham A. N. The Methods, Politics, and Ethics of Representation in Online Ethnography // The Sage Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks, 2005. P. 793–820.

Мчедлова М. М., Кофанова Е. Н., Шевченко А. Г. Религия в условиях пандемии: отношение к цифровизации религиозных практик // Россия реформирующаяся: ежегодник. М., 2021. Вып. 19. С. 462–483.

Мясникова М. Л. Онлайн этнографический подход к исследованию интернет сообществ: методологические разногласия и базовые принципы. Рец. на книгу: Hine C. Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Every Day. Bloomsbury Academic, 2015. 240 p. ISBN: 978-0857855701 // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. T. 20, № 1 (89). С.199–207.

Надирова Г. Исламская практика в виртуальном пространстве // Eurasian-research.org. URL: https://www.eurasian-research.org/publication/islamic-practices-in-virtual-space/?lang=ru (дата обращения: 16.05.2025).

Новое время, новое поле: меняющийся мир качественных исследований и новые технологии. СПб., 2021.

The Routledge Companion to Digital Ethnography. New York, 2017.

The Social Media Reader. New York, 2012.

Virtual Worlds and Metaverse Platforms: New Communication and Identity Paradigms. Hershey, PA, 2011.

Виртуальный ислам на постсоветском пространстве: киберсреда и религиозные авторитеты. Баку, 2023.

Wilson S. M., Leighton C. P. The Anthropology of Online Communities // Annual Review of Anthropology. 2002. Vol. 31. P. 449–467.

Юлдашев М. Д., Иванченко А. И., Куликова О. А. Отношение представителей основных религиозных течений к цифровизации религии // Вестник университета. 2022. № 11. С. 214–221.

Zaid B., Fedtke J., Shin D. D., Kadoussi A. E., Ibahrine M. Digital Islam and Muslim Millennials: How Social Media Influencers Reimagine Religious Authority and Islamic Practices // Religions, 2022. Vol. 13, iss. 4, 335. P. 1–15.

 
Скачать в PDF