ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ КОМИ-ЗЫРЯН В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ПОЛЕВАЯ РАБОТА ГЛАЗАМИ ЭТНОГРАФА | |||
---|---|---|---|
Год | 2018 | Номер | 1(58) |
Страницы | 118-126 | Тип | научная статья |
УДК | 39(=945.32) | ББК | 63.521(=664) |
Авторы | Власова Виктория Владимировна |
Рубрика | ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ |
Аннотация | Борьба с религиозными пережитками и атеистическая пропаганда стали важными составляющими идеологии советского государства и в значительной степени стимулом для развития этнографических исследований в области религии. Перед советскими этнографами стояли конкретные цели — объяснить причины сохранения пережитков, содействовать их изживанию. Это и обусловило выбор плановых тем, по которым проводились полевые исследования. Становление историко-этнографического изучения религии в Институте языка, литературы и истории Коми НЦ проходило в русле этих общероссийских тенденций. Описания методов, исследовательский анализ, осмысление полевой работы и взаимоотношений «этнограф — информант» и другие аспекты, представленные в научных отчетах, позволяют осветить процесс изучения народной религиозности в советский период. В 1960–1970-е гг., наряду с интервьюированием, включенным наблюдением, фотографированием, этнографы активно применяли социологические методы, в частности сплошные опросы населения отдельных сел и деревень. Описание и анализ использовавшихся методов, размышления о том, каким должен быть исследователь, регулярно появлялись на страницах научных отчетов, что позволяет говорить о значимости этих сюжетов для этнографов. Существовавшие идеологические и методологические установки обусловили отсутствие этих материалов и сюжетов в опубликованных работах. | ||
Ключевые слова | православная традиция, коми-зыряне, полевые исследования, советская этнография | ||
Библиографический список |
Арзютов Д. В., Кан С. А. Концепция поля и полевой работы в ранней советской этнографии // ЭО. 2013. № 6. С. 45–68. Село Вирятино в прошлом и настоящем. Опыт этнографического изучения русской колхозной деревни. М., 1958. 278 с. Вопросы методики этнографических и этно-социлогических исследований: докл. на конф. мол. науч. сотрудников и аспирантов (февраль 1970). М., 1970. 137 с. Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966. 119 с. Гаген-Торн Н. И. Ленинградская этнографическая школа в двадцатые годы (у истоков советской этнографии) // Советская этнография. 1971. № 2. С. 134–145. Козьмин В. А. Полевая этнография // Петрозаводский государственный университет. URL:http://petrsu.ru/Chairs/Archiv/edu.html (дата обращения: 15.01.2017). Алымов С. Неслучайное село: советские этнографы и колхозники на пути «от старого к новому» и обратно // Новое литературное обозрение. 2010. № 101. URL:http://magazines.russ.ru/nlo/2010/101/alk7.html (дата обращения: 20.01.2017). Маторин Н. М. Современный этап и задачи этнографии // Советская этнография. 1931. № 1/2. С. 3–38. Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Н. М. Маторин и его программа изучения народной религиозности // Религиоведение. 2012. № 4. С. 191–202. Тульцева Л. А. Опыт этнографического изучения современного бытового православия у русского сельского населения Рязанской области // Вопросы методики этнографических и этно-социлогических исследований. С. 98–105. Тульцева Л. А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) // Советская этнография. 1978. № 1. С. 31–46. Громыко М. М. Этнографическое изучение православной жизни русских (Обзор основных тенденций) // Исторический вестник. 1999. № 1. URL:http://www.vob.ru/public/bishop/ istor_vest/1999/1/1_2.htm (дата обращения: 20.01.2017). Рогачев М. Б. Время против религии. Сыктывкар, 1986. 136 с. Семенов В. А., Шарапов В. Э. Этнографический архив // История этнографического изучения традиционной культуры коми: учеб. пособие. Сыктывкар, 2006. С. 76–126. Жеребцов И. Л., Цыпанов Е. А. Алексей Семенович Сидоров. Сыктывкар, 1995. 52 с. (Люди науки; вып. 9). Сидоров А. С. Программа по историко-этнографическому изучению края Коми. Общие указания // Программы по изучению Коми края. Усть-Сысольск, 1924. С. 24–64. Решетов А. М. Николай Михайлович Маторин (опыт портрета ученого в контексте времени) // Этнографическое обозрение. 1994. № 3. С. 132–155. Терюков А. И. История этнографического изучения народов коми. СПб., 2011. 514 с. Белицер В. Н. Отчет о работе комплексной экспедиции в Коми АССР // Краткие сообщения института этнографии. М.; Л., 1947. Вып. 3. С. 3–12. Белицер В. Н. Этнографические работы на Печоре // Краткие сообщения института этнографии. М., 1952. Вып. 14. С. 23–33. Белицер В. Н. Этнографические работы в Удорском районе Коми АССР в 1952 г. // Краткие сообщения института этнографии. М., 1953. Вып. 19. С. 16–27. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М., 1958. Т. 45. 391 с. Федянович Т. П. Исследования В. Н. Белицер финноязычных народов Поволжья и Приуралья // Этнографическое обозрение. 2004. № 5. С. 112–125. Карлов В. В. Лев Павлович Лашук // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 3–6. Крупянская В. Ю., Потапов Л. П., Терентьева Л. Н. Основные проблемы этнографического изучения народов СССР // Советская этнография. 1961. № 3. С. 3–12. Алымов С. С. Г. П. Снесарев и полевое изучение «религиозно-бытовых пережитков» // Этнографическое обозрение. 2013. № 6. С. 69–88. Лашук Л. П. Принципы историко-этнографического районирования Коми АССР // Известия Коми филиала Всесоюзного географического общества. 1960. № 6. С. 97–105. Шафаревич И. Р. Законодательство о религии в СССР (Доклад комитету прав человека). URL:http://www.belousenko.com/books/Shafarevich/shafarevich_religion.htm (дата обращения: 30.09.2008). Пушкарева Л. Совещание авторского коллектива по теме «Семья и семейный быт колхозного крестьянства народов СССР» // Советская этнография. 1955. № 1. С. 173–175. Becker K. Picturing a Field: Relationships Between Visual Culture and Photographic Practice in a Fieldwork Setting // Folklore, Heritage Politics and Ethnic Diversity. Stockholm, 2000. P. 100–121. Котов О. В., Рогачев М. Б., Шабаев Ю. П. Современные коми. Екатеринбург, 1996. 178 с. Канивец В. И. Отзыв о научной работе Л. Н. Жеребцова // Л. Н. Жеребцов. Дороги этнографа. Сыктывкар, 2005.С. 391–392. Харитонова В. И. Введение. Хранители и исследователи сакральной культуры: диалог или противостояние // Этнографическое обозрение. 2010. № 3. С. 3–7. Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование. М., 2010. 463 с. Алымов С. С. Понятие «пережиток» и советские социальные науки в 1950–1960 гг. // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 261–287. Денисов П. В. Религиозные верования чуваш (историко-этнографические очерки). Чебоксары, 1959. 408 с. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968. 160 с. «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в. М., 2014. 263 с. Климова С. М., Молостова Е. С. Социологическое изучение религии и атеизация населения, 1960–1970 годы // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 114–129. Лопаткин Р. А. Об опыте советского периода отечественной социологии религии // Социология религии в обществе Позднего Модерна: сборник статей по материалам IV Междунар. науч. конф. Белгород, 2014. С. 14–27. Дроздов К. С. Материалы сектора истории религии и атеизма Института истории АН СССР: к истории советского периода отечественной социологии религии // Социология религии в обществе Позднего Модерна: сборник статей по материалам IV Междунар. науч. конф. Белгород, 2014. С. 234–243. |
||
Скачать в PDF |