Выпуск 2

ДОНСКИЕ КАЗАКИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА
Год 2018 Номер 2(59)
Страницы 87-93 Тип научная статья
УДК 82-3 ББК 84-44
Авторы Ларионова Марина Ченгаровна
Рубрика ЯЗЫКИ САМООПИСАНИЯ
Аннотация В статье рассматривается личная и творческая реакция А. П. Чехова на присоединение Таганрога — его родного города — к Области Войска Донского. Писатель хорошо знал быт и культуру донского казачества, что отразилось в его письмах, в повести «Степь» и рассказах «Казак» и «Печенег». Эти произведения стали формой репрезентации писателем своей родины, познания и принятия ее, текстом самоописания. А. П. Чехов создал художественный язык для выражения казачьей традиции как части локальной приазовско-донской культуры. Многие этнокультурные реалии чеховских произведений непонятны современному читателю в силу их региональной специфики. Однако они позволяют выявить в чеховских текстах те смыслы, которые заложены в их структуре, но обнаруживаются только в южнорусском контексте. В повести «Степь» воспроизводится стереотипно-казачье представление о степи как пространстве испытания и становления героя. Образ раненого казака вносит в рассказ «Казак» имплицитный, «свернутый» сюжет, который разворачивается за пределы повествования благодаря казачьей песне. В рассказе «Печенег» на первый план выведены нравы казаков, которые кажутся дикими стороннему наблюдателю. Таким образом, «казачий» материал дал А. П. Чехову творческий импульс; он свидетельствует о важности историко-культурных явлений, отражение которых в литературе стало результатом непосредственных впечатлений писателя.
Ключевые слова А. П. Чехов, донское казачество, повесть «Степь», рассказ «Казак», рассказ «Печенег»
Библиографический список

Таганрог и Чеховы: Материалы к биографии А. П. Чехова. Таганрог, 2003. 728 с.

Катаев В. Б. Чехов и Таганрог: к проблеме культурного ответа // Таганрогский вестник: материалы Междунар. науч. конф. «Молодой Чехов: проблемы биографии, творчества, рецепции, изучения». Таганрог, 2004. С. 1–8.

Листопадов А. Песни донских казаков: в 4 т. М., 1953. Т. 4. 489 с.

Гиляровский В. А. Жизнерадостные люди // А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960. С. 104–134.

Рыблова М. А. Экстремалы Дикого Поля: основные этапы жизненного пути казака-воина // Мужской сборник. Вып. 3: Мужчина в экстремальной ситуации. М., 2007. С. 207–222.

Рыблова М. А. Малолетки и выростки в структуре донской казачьей общины XIX — начала XX вв. // Молодежь и молодежные субкультуры этносов и этнических групп ЮФО. Традиции и современность. Краснодар, 2008–2009. С. 57–68.

Богатырев П. Г. Народная культура славян. М., 2007. 368 с.

Власкина Т. Ю. Традиционные эмбриогенетические представления донских казаков // Мир славян Северного Кавказа. Вып. 1. Краснодар, 2004. С. 178–196.

Песни казачьей станицы. Ростов н/Д., 1989. 96 с.

Щепанская Т. Примак // Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре. СПб., 2005. С. 493–495.

Левкиевская Е. Е. Нищий // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 2004. Т. 3. С. 408–411.

Белецкая Е. М. Казаки перед лицом смерти // Мужской сборник. Вып. 3. С. 167–178.

Агапкина Т. А. Пасха // Славянские древности. Т. 3. С. 641–646.

Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Л., 1984. 528 с.

 
Скачать в PDF