Выпуск 3

«ЗДЕСЬ БЫЛ РУССКИЙ ВАНЯ»: ЮМОР, ИРОНИЯ И АРМЕЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ В ВОСПОМИНАНИЯХ ВЕТЕРАНОВ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН
Год 2019 Номер 3(64)
Страницы 116-125 Тип научная статья
УДК 94(470)“19” ББК 63.3
Авторы Кобылин Игорь Игоревич
Николаи Федор Владимирович
Рубрика ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ В ОПТИКЕ КОМИЧЕСКОГО
Аннотация В статье на основе полуформализованных интервью российских ветеранов локальных войн рассматриваются юмор на войне и ирония в рассказах комбатантов. Их вряд ли корректно противопоставлять. Они представляют собой разные стратегии выстраивания дистанции по отношению к прошлому, но в конечном итоге они выполняют одну и ту же функцию. Армейский юмор делает происходящее вокруг «переносимым», помогая перевести военную действительность на повседневный язык. При этом «фронтовая байка» чаще всего поддерживает негласную иерархию военной службы, на вершине которой оказывается опытный боец или офицер, которого сопровождают помощники, а окружают в разной степени «другие». Ирония же, наоборот, скорее проблематизирует общепринятую армейскую иерархию, традиционный военный нарратив и центральное место «героя» в воспоминаниях о прошлом. Она демонстрирует сбой репрезентации и тщетность усилий рассказчика в борьбе с окружающими обстоятельствами. Однако ирония вместо подтверждения социальной иерархии усиливает нарративную дистанцию саморефлексии и в этом смысле тоже делает прошлое «переносимым» и косвенно репрезентируемым. Анализ иронии и армейского юмора показывает, насколько военный опыт связан с нарративом и повседневными практиками выживания. В конечном итоге и юмор, и ирония работают на решение одной сверхзадачи — лишить пережитое травматического измерения или, во всяком случае, терапевтически его смягчить.
Ключевые слова устная история, ветераны локальных конфликтов, ирония, юмор, нарративы, практики коммеморации
Библиографический список

Анкерсмит Ф. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности. М., 2014. 432 с.

Банников К. Л. Смех и юмор в экстремальных группах (на примере некоторых аспектов доминантных отношений в современной Российской Армии) // Смех: истоки и функции. СПб., 2002. С. 175–185.

Банников К. Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии. М., 2002. 400 с.

Кобылин И. И., Николаи Ф. В. «Восточная экзотика» и солдатская прагматика: воспоминания воиновинтернационалистов о войне в Афганистане // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2018. № 4 (43). С. 50–58.

Ушакин С. «Смехом по ужасу»: о тонком оружии шутов пролетариата // Новое литературное обозрение. 2013. № 3 (121). С. 130–162.

Man P. de. Aesthetic Ideology. Minneapolis; London, 1996. 196 p.

Portelli A. What Makes Oral History Different // The Oral History Reader. London; New York, 1998. Р. 63–74.

Fussell P. The Great War and Modern Memory. New York; London, 1975. 384 p.

Hynes S. The Soldier’s Tale: Bearing Witness to Modern War. New York, 2001. 318 p.

Winter J. War Beyond Words: Languages of Remembrance from the Great War to the Present. Cambridge; New York, 2017. 234 p.

Winter J. Remembering War: The Great War between Memory and History in the Twentieth Century. New Haven, 2006. 352 p.

Paul H. An Ironic Battle against Irony: Epistemological and Ideological Irony in Hayden White’s Philosophy of History, 1955–1973 // Tropes for the Past: Hayden White and the History / Literature Debate. Amsterdam; New York, 2006. P. 35–44.

 
Скачать в PDF