Выпуск 4

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ: МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКЦИИ
Год 2019 Номер 4(65)
Страницы 72-81 Тип научная статья
УДК 39:069 ББК 63.5+79.1
Авторы Головнёв Андрей Владимирович
Рубрика МУЗЕЙ И ЭТНИЧНОСТЬ
Аннотация «Изобразительный поворот» в гуманитарных науках, начавшийся в 1990-е гг., связан как с техническими новшествами, так и с возрождением древнейшей традиции, выраженной, например, в палеолитическом изобразительном искусстве. Слово и образ являют собой разные средства выражения и коммуникации, далеко не всегда адекватно конвертируемые; текст об изображении сродни пересказу музыки в словах. Теория об исходной визуальности человеческой культуры дополняется гипотезой о ключевой роли изображения в становлении и развитии науки о народах. Российское народоведение сложилось как «почвенная» наука в XVIII в.; одним из ее начал была картография, изображающая народы в пространстве, другим — рисунки костюмов и прочих деталей самобытности, третьим — этнографические предметы, собранные в Кунсткамере. Первый этнографический труд Иоганна Георги вырос из рисунков костюмов, выполненных в экспедициях и/или с экспонатов Кунсткамеры, и исходное народоведение было по существу визуальной этнографией. К визуальной антропологии/этнографии относится и музейная экспозиция, которую издавна сравнивали с театром. Визуализация этничности в музеях испытывает воздействие политико-идеологических трендов, связанных с европейской интеграцией и постсоветской дезинтеграцией; в Европе тема этничности и самобытности отодвигается в тень европейской общности, а в постсоветской России случился бум этномузеев, связанный с кризисом политической системы и активацией этничности в 1980–1990-е гг.
Ключевые слова визуализация, этнография, этничность, музей, экспозиция, изображение, текст
Библиографический список

Rorty R. Introduction: Metaphilosophical diffi culties of linguistic philosophy // The Linguistic Turn. Recent essays in Philosophical Method. Chicago, 1967. P. 1–39.

Boehm G. Die Wiederkehr der Bilder // Was ist ein Bild? Munich, 1994. S. 11–38.

Mitchell W. J. T. Picture theory. Chicago, 1994. 462 p.

Berger J. Ways of Seeing. London, 1972. 166 p.

Birdwhistell R. Kinesics and Context: Essay on Body Motion Communication. Philadelphia, 1970. 352 p.

Mitchell W. J. T. What do pictures want? The lives and loves of images. Chicago, 2005. 380 p.

Taussig M. What do drawings want? // Culture, theory and critique. 2009. № 50 (2–3). P. 263–274.

Эйзенштейн С. М. Метод. Т. 1: Grundproblem. М., 2002. 496 с.

Deleuze J. Foucault. Minneapolis, 1988. 208 p.

Barthes R. Rhetoric of the image // Image, music, text. New York, 1977. P. 32–51.

Bredekamp H. Bildakte als Zeugnis und Urteil // Mythen der Nationen. 1945 — Arena der Erinnerungen. Mainz, 2004. S. 29–66.

Головнёв А. В. Крупный план в антропологии // Уральский исторический вестник. 2010. № 4 (29). С. 14–20.

Головнёв А. В. Этнография в российской академической традиции // Этнография. 2018. № 1 (1). С. 6–39.

Vermeulen H. F. Gerhard Friedrich Müller and the genesis of ethnography in Siberia // Этнография. 2018. № 1 (1). С. 40–63.

Вишленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или “Увидеть русского дано не каждому”. М., 2011. 384 с.

Жабрева А. Э. Изображения костюмов народов России в трудах ученых Петербургской Академии наук XVIII в. // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации. СПб., 2007. С. 201–214.

Ballard Ch. H. The Return of the Past: On Drawing and Dialogic History // The Asia Pacific Journal of Anthropology. 2013. № 14 (2). P. 136–148.

Туторский А. В., Говор Е. В., Баллард К. Изучение наследия Н. Н. Миклухо-Маклая русско- и англоязычными исследователями в 1992–2017 годах // Археология, этнография и антропология Евразии. 2019. № 2, т. 47. С. 112–121.

Ананьев В. Г. История зарубежной музеологии: Идеи, люди, институты. М., 2018. 392 с.

ван Менш П. К методологии музеологии. М., 2018. 448 с.

Головнёв А. В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. 2011. № 1. С. 83–91.

Конт Ф. От этнографических музеев к музеям общества. Размышления по поводу французского опыта // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 41–47.

Шнирельман В. А. Музей и конструирование социальной памяти: культурологический подход // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. С. 8–26.

Hudson K. How misleading does an ethnographical museum have to be? // Exhibiting Cultures. The Poetics and Politics of Museum Display. Washington; London, 1991. P. 457–464.

Котилайнен Э.-М. Новые проблемы представления мировых культур в музее // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 48–56.

Энгелсман С. Музейные коллекции, задачи, действия // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 118–124.

 
Скачать в PDF