Выпуск 3 (68)

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В СОВЕТСКОМ КИНО: «СОЛЬ СВАНЕТИИ» МИХАИЛА КАЛАТОЗОВА
Год 2020 Номер 3(68)
Страницы 35-44 Тип научная статья
УДК 94(470)"1920/1930":791.3 ББК 63(2)6-7+85.37
Авторы Головнёв Иван Андреевич
Рубрика ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ
Аннотация Политический переворот 1917 г. в России получил продолжение во всех сферах жизни Страны Советов, в том числе в культурной революции 1920-х гг. Значительную роль в этих процессах сыграл национализированный кинематограф, как эффективное средство массовой информации и агитации. На рубеже 1920–1930-х гг. советская кинопромышленность активно выпускала на широкий экран просветительские фильмы о жизни отдаленных регионов, открывая зрительской аудитории возможность совершать виртуальные кинопутешествия по многоукладному и полинациональному Союзу ССР. При разнице творческих подходов их авторов эти киноработы были выстроены по единому сценарию, повествуя о «первобытном коммунизме» и переходе к социализму среди этнических групп. В статье на примере документального фильма «Соль Сванетии» (1930) классика советского кино Михаила Калатозова рассматривается опыт создания поэтического киноконструкта на этнографическом материале. Анализируя исходный визуальный документ, изданные материалы участников творческого процесса и свидетельства современников, автор статьи прослеживает реализацию кинопроекта в контексте параллельных процессов в советской культуре и политике. Обращается внимание на использование возможностей кинематографа как эффективного ресурса для создания и трансляции экранных образов: традиционной культуры как «темного прошлого» и социалистических инноваций как «светлого будущего». Делается вывод о потенциале фильма как многокомпонентного исторического источника, отражающего ключевые символы своего времени.
Ключевые слова визуализация этничности, этнографическое кино, Михаил Калатозов, СССР
Библиографический список

Cultural revolution in Russia, 1928–1931. Indiana, 1984.

Головнев И. А. Визуальная антропология Дзиги Вертова // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 64, № 4. С. 1386–1403.

Богомолов Ю. А. Михаил Калатозов: страницы творческой биографии. М., 1989.

Горький М. О литературе. М., 1953.

Головнев И. А., Головнева Е. В. Фронтирный дискурс в творчестве В. К. Арсеньева // Уральский исторический вестник. 2019. № 3 (64). С. 40–48.

Гурвич И. С. Принципы ленинской национальной политики и применение их на Крайнем Севере // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М., 1971. C. 9–49.

Магидов В. М. Кинодокументы по визуальной антропологии России // Материальная база сферы культуры. М., 1998. Вып. 2. C. 11–23.

Головнев И. А. «Лесные люди» — феномен советского этнографического кино // Этнографическое обозрение. 2016. № 2. С. 83–98.

Александров Е. В. Предыстория визуальной антропологии: первая половина ХХ в. // Этнографическое обозрение. 2014. № 4. С. 127–140.

Головнёв А. В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. 2011. № 1. С. 83–91.

Sarkisova O. Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia. London, 2017.

Никольская Т., Виноградова Т. Китайско-грузинские параллели в творчестве С. М. Третьякова // Natales grate numeras? СПб., 2008. С. 421–426.

Ратиани И. И. С. М. Третьяков и кинематограф // Сергей Михайлович Третьяков. Кинематографическое наследие: статьи, очерки, стенограммы выступлений, доклады, сценарии. СПб., 2010. С. 6–43.

Терской А. Н. Этнографическая фильма. Л.; М., 1930.

Anemone A. The polemic around Mikhail Kalatozov’s Nail in the boot // Studies in Russian and Soviet cinema. 2015. № 2. P. 126–133. 

 
Скачать в PDF