ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В СОВЕТСКОМ КИНО: «СОЛЬ СВАНЕТИИ» МИХАИЛА КАЛАТОЗОВА | |||
---|---|---|---|
Год | 2020 | Номер | 3(68) |
Страницы | 35-44 | Тип | научная статья |
УДК | 94(470)"1920/1930":791.3 | ББК | 63(2)6-7+85.37 |
Авторы | Головнёв Иван Андреевич |
Рубрика | ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ |
Аннотация | Политический переворот 1917 г. в России получил продолжение во всех сферах жизни Страны Советов, в том числе в культурной революции 1920-х гг. Значительную роль в этих процессах сыграл национализированный кинематограф, как эффективное средство массовой информации и агитации. На рубеже 1920–1930-х гг. советская кинопромышленность активно выпускала на широкий экран просветительские фильмы о жизни отдаленных регионов, открывая зрительской аудитории возможность совершать виртуальные кинопутешествия по многоукладному и полинациональному Союзу ССР. При разнице творческих подходов их авторов эти киноработы были выстроены по единому сценарию, повествуя о «первобытном коммунизме» и переходе к социализму среди этнических групп. В статье на примере документального фильма «Соль Сванетии» (1930) классика советского кино Михаила Калатозова рассматривается опыт создания поэтического киноконструкта на этнографическом материале. Анализируя исходный визуальный документ, изданные материалы участников творческого процесса и свидетельства современников, автор статьи прослеживает реализацию кинопроекта в контексте параллельных процессов в советской культуре и политике. Обращается внимание на использование возможностей кинематографа как эффективного ресурса для создания и трансляции экранных образов: традиционной культуры как «темного прошлого» и социалистических инноваций как «светлого будущего». Делается вывод о потенциале фильма как многокомпонентного исторического источника, отражающего ключевые символы своего времени. | ||
Ключевые слова | визуализация этничности, этнографическое кино, Михаил Калатозов, СССР | ||
Библиографический список |
Cultural revolution in Russia, 1928–1931. Indiana, 1984. Головнев И. А. Визуальная антропология Дзиги Вертова // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 64, № 4. С. 1386–1403. Богомолов Ю. А. Михаил Калатозов: страницы творческой биографии. М., 1989. Горький М. О литературе. М., 1953. Головнев И. А., Головнева Е. В. Фронтирный дискурс в творчестве В. К. Арсеньева // Уральский исторический вестник. 2019. № 3 (64). С. 40–48. Гурвич И. С. Принципы ленинской национальной политики и применение их на Крайнем Севере // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М., 1971. C. 9–49. Магидов В. М. Кинодокументы по визуальной антропологии России // Материальная база сферы культуры. М., 1998. Вып. 2. C. 11–23. Головнев И. А. «Лесные люди» — феномен советского этнографического кино // Этнографическое обозрение. 2016. № 2. С. 83–98. Александров Е. В. Предыстория визуальной антропологии: первая половина ХХ в. // Этнографическое обозрение. 2014. № 4. С. 127–140. Головнёв А. В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. 2011. № 1. С. 83–91. Sarkisova O. Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia. London, 2017. Никольская Т., Виноградова Т. Китайско-грузинские параллели в творчестве С. М. Третьякова // Natales grate numeras? СПб., 2008. С. 421–426. Ратиани И. И. С. М. Третьяков и кинематограф // Сергей Михайлович Третьяков. Кинематографическое наследие: статьи, очерки, стенограммы выступлений, доклады, сценарии. СПб., 2010. С. 6–43. Терской А. Н. Этнографическая фильма. Л.; М., 1930. Anemone A. The polemic around Mikhail Kalatozov’s Nail in the boot // Studies in Russian and Soviet cinema. 2015. № 2. P. 126–133. |
||
Скачать в PDF |