Выпуск 4 (69)

«ЛУЧШЕ, КОГДА ЭТО РЕШЕНО ДЛЯ ВСЕХ»: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ОСМЫСЛЕНИИ СМЕРТИ В ЗАПИСКАХ Л. Я. ГИНЗБУРГ 1920–1940-х гг.
Год 2020 Номер 4(69)
Страницы 127-135 Тип научная статья
УДК 82-94 ББК 83.3(2)+84(2)
Авторы Малышева Светлана Юрьевна
Рубрика ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЭГО-ДОКУМЕНТАХ
Аннотация В статье рассматривается, как на протяжении 1920–1940-х гг. проблемы смерти, конечности человеческого существования, бессмертия, посмертного ритуала, вины и раскаяния осмысливались и развивались выдающимся российским литературоведом и мыслителем Л. Я. Гинзбург в интереснейших свойственных ей формах эго-документов. Пограничность жанра ее записок и автобиографических повествований — между эго-документами и литературой — обусловила тесное переплетение в ее размышлениях личного, социального и исторического опыта, а также интеллектуальной традиции осмысления факта конечности жизни и способствовала созданию оригинальной авторской системы представлений о смерти. В статье показаны этапы формирования этих представлений, взаимосвязанные с проявившимися в советской истории 1920–1940-х гг. аспектами смерти. От рефлексии середины 1920-х гг. по поводу «легкости» и незамечаемости смерти — оборотной стороны обесценивания жизни — Гинзбург приходит во второй половине 1930-х гг. к необходимости концептуального осмысления смерти, без которого понимание смысла жизни оказывалось невозможным. Опыт войны и блокады наполняет это осмысление пониманием природы героизма и героической смерти (как единственно возможной свободы в условиях несвободы войны), механизмов работы горя, вины и раскаяния как трагического околосмертного опыта при потере близких. Понимание смерти, проникнутое гуманизмом и социальностью, ощущением переживания общих человеческих связей, стало важнейшей составляющей концепции жизни человека постиндивидуалистической эпохи у Гинзбург.
Ключевые слова историческая танатология, смерть, погребальный ритуал, самоубийство, Л. Я. Гинзбург, эго-документы, блокада Ленинграда
Библиографический список

Скляров О. Н. «Мысль, описавшая круг» Лидии Гинзбург как художественно-философское исследование // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III: Филология. 2014. Вып. 4 (39). С. 44–66.

Ван Баскирк Э. Личный и исторический опыт в блокадной прозе Лидии Гинзбург // Гинзбург Л. Я. Проходящие характеры: проза военных лет. Записки блокадного человека. М., 2011. С. 506–530.

Ван Баскирк Э. «Самоотстранение» как этический и эстетический принцип в прозе Л. Я. Гинзбург // Новое литературное обозрение. 2006. № 5 (81). С. 261–281.

Van Buskirk E. Lydia Ginzburg’s Prose: Reality in Search of Literature. Princeton, 2016.

Hellbeck J. Revolution on My Mind: Writing a Diary under Stalin. Cambridge; London, 2006.

История в эго-документах: Исследования и источники. Екатеринбург, 2014.

Малышева С. Ю. «На миру красна»: инструментализация смерти в Советской России. М., 2019.

Тяжельникова В. С. Самоубийства коммунистов в 1920‑е годы // Отечественная история. 1998. № 6. С. 158–173.

Могильнер М. Б. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. М., 1999.

Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М., 2015.

Morrissey S. K. Suicide and the Body Politic in Imperial Russia. Cambridge, 2006.

Pinnow K. M. Lost to the Collective: Suicide and the Promise of Soviet Socialism, 1921–1929. Ithaca; London, 2010.

Зорин А. Лидия Гинзбург: опыт «примирения с действительностью» // Новое литературное обозрение. 2010. № 1 (101). С. 32–51.

 
Скачать в PDF